25-26 августа 1989 года в Сухуме проходил первый съезд Ассамблеи (Конфедерации) горских народов Кавказа.
Аста Ардзинба
Все, кто так или иначе знаком с историей Отечественной войны народа Абхазии (ОВНА), не могли не слышать об Ассамблее горских народов Кавказа, которая вскоре после ее создания была переименована в Конфедерацию. Это неспроста: организация внесла весомый вклад в победу абхазской армии над грузинскими оккупантами. В частности, стала центром формирования добровольческого движения в Абхазию.
Прообраз Горской республики
Ассамблея горских народов Кавказа была учреждена за три года до начала Отечественной войны народа Абхазии, 25 августа 1989 года. В этот день в Сухуме в конференц-зале Совета министров Абхазии прошел первый съезд Ассамблеи. Мероприятие собрало свыше 500 делегатов из Абхазии и республик Северного Кавказа.
«Грузинское население столицы в тот день предпочло сидеть дома, а высшее руководство Абхазии, состоявшее из лиц грузинской национальности, срочно уехало в Тбилиси «на консультацию», - пишет о тех событиях главред газеты «Республика Абхазия» Юрий Кураскуа.
По убеждению Кураскуа, прогрузинские власти в Абхазии почувствовали в кавказском объединении силу, которая могла помешать осуществлению их тайных фашистских планов. В этот период Грузия уже намеревалась выйти из состава СССР вместе с входившими в ее состав Абхазской АССР и Юго-Осетинской автономной областью, не считаясь с позицией абхазского и югоосетинского народов.
Отношения Сухума и Тбилиси в то время особенно накалились и даже вылились в открытое противостояние сторон. Это было в июле 1989 года. Тогда после межэтнических столкновений в абхазской столице 30-тысячная колонна из Грузии пыталась прорваться в Сухум, но была остановлена в Очамчыре на мосту через реку Аалдзга.
Эти события предшествовали образованию Ассамблеи горских народов Кавказа и стали поводом для ее создания. Абхазы почувствовали, что беда надвигается, и таким образом пытались продемонстрировать Грузии, что они не одни, что народы Кавказа поддержат абхазский народ и ответят при необходимости на агрессию Тбилиси.
Возглавил объединение политик и общественный деятель Муса Шанибов. Позже он подтвердит, что создание Конфедерации горских народов Кавказа было необходимо для отстаивания национальных интересов Абхазии, которые ущемлялись грузинскими властями.
Название кавказского объединения, его структура и дух стали отсылкой к Горской республике, провозглашенной в 1918 году, в которую тогда вошли республики Северного Кавказа и Абхазия. В октябре 1990 года Ассамблея и объявила себя правопреемницей Горской республики.
В ноябре 1991 года на III съезде организации в Сухуме Ассамблея была преобразована в Конфедерацию горских народов Кавказа. Представители 12 народов (абхазы, абазины, аварцы, адыги (черкесы), чеченцы, балкарцы, даргинцы, карачаевцы, кумыки, лезгины, лакцы, осетины) тогда же подписали Договор и приняли Декларацию о конфедеративном союзе горских народов Кавказа. Они также решили сформировать Кавказский парламент, Третейский суд, Комитет обороны и определили штаб-квартирой Конфедерации столицу Абхазии, город Сухум.
Конфедерация горских народов Кавказа саму себя определила как «суверенное национально-государственное образование». Решения парламента организации имели рекомендательный характер по отношению к официальным руководствам республик, составлявших Конфедерацию.
В октябре 1992 года, когда в Абхазии уже шли военные действия, из названия организации исключили слово – «горских». Объединение было преобразовано в Конфедерацию народов Кавказа (КНК), так как в нее было принято и казачество Юга России, также выступившее в защиту интересов абхазского народа.
Мы – конфедераты!
В Тбилиси первое время не придавали серьезного значения кавказскому объединению, объявив его «бумажным тигром».
В Абхазии же, напротив, на объединение смотрели с большой надеждой. Как вспоминает журналист Виталий Шария, абхазы понимали, что нужно быть готовыми к серьезным испытаниям, а потому поддержка республик Кавказа была необходима.
С первых дней своего существования Ассамблея организовывала разнообразные культурные мероприятия, будь то траурные мероприятия в Сухуме, приуроченные ко Дню памяти жертв Кавказской войны, или Дни абхазо-адыгской культуры, которые прошли в Сухуме прямо перед войной в июле. В то же время организация «создавалась с расчетом на самое разное развитие событий», рассказывает Шария.
Журналист отмечает, что первые два съезда Ассамблеи проводились в абхазской столице без привлечения большого числа людей. А третий съезд 1-2 ноября 1991 года оказался настолько многочисленным по количеству участников, что проходил в Абхазском драматическом театре.
События, последовавшие вскоре, показали всю силу и мощь Конфедерации, которая внесла значительный вклад в победу абхазской армии в ОВНА.
С первых дней войны в Абхазии именно Конфедерация горских народов Кавказа стала собирать добровольцев во всех республиках Северного Кавказа и отправлять их на защиту народа Абхазии, сражающегося за свободу и независимость.
Уже на второй день войны в Абхазии 15 августа в Гудауту, которая оставалась под контролем абхазских властей, прибыла первая группа добровольцев-конфедератов во главе с Султаном Сосналиевым, профессиональным военным, возглавлявшим Комитет самообороны Конфедерации горских народов Кавказа.
На чрезвычайной сессии парламента КНК 18 августа в столице Чечни, городе Грозном, было решено оказать помощь Абхазии. Организация начала сбор новых групп добровольцев. В результате на помощь абхазскому народу начали приезжать добровольцы из республик Северного Кавказа, Юга России и абхазской диаспоры за рубежом, в том числе из Турции, Иордании, Сирии, Канады и других стран.
Конфедерация объявила, что находится в состоянии войны с Грузией. Этот факт абхазские историки особо отмечают, как оказавший большое влияние на формирование абхазского сопротивления. Отрезвляющий эффект это произвело и на руководство Грузии, которое по этому поводу даже направило жалобу в ООН.
В октябре 1992 года в Абхазию приехал и президент организации Муса Шанибов. Он создал в Гудауте оперативный штаб Конфедерации. Штаб стал организующей силой для всех конфедератов, отсюда они направлялись на передовые позиции абхазской армии.
Всего за свободу и независимость Абхазии сражались более двух тысяч добровольцев. 51 человек удостоен высокого звания «Герой Абхазии», 247 – награждены орденом Леона, 623 – медалью «За отвагу». Более 260 добровольцев погибли.
«Я считаю, что именно позиция Конфедерации горских народов Кавказа не позволила уничтожить абхазский народ!» - скажет впоследствии об КНК первый президент Абхазии Владислав Ардзинба.
После Отечественной войны народа Абхазии Конфедерация народов Кавказа не выступала напрямую от своего имени в последующих военных конфликтах. На сессии парламента организации в 1998 году было принято решение временно приостановить деятельность Конфедерации до требования о возобновлении от одного из народов. Это фактически стало окончанием работы КНК.
войти или зарегистрироваться.