Инфопортал ВААК побеседовал с руководителем регионального совета Конгресса в Кабардино-Балкарии Владимиром Пшеноковым о главных направлениях работы в КБР, о деятельности культурного центра «Абаза» и задачах по сохранению этноса.
Представитель АНО «Алашара» в Кабардино-Балкарии, помощник Министра по репатриации Абхазии, руководитель регионального совета ВААК в КБР, глава Центра изучения культуры и истории народов Кавказа «Абаза» Владимир Пшеноков рассказал о работе культурного Центра, о деятельности ВААК в КБР, а также задачах по репатриации представителей абхазо-абазинской и убыхской диаспоры на Родину.
– Расскажите, пожалуйста, как был создан Центр изучения культуры и истории народов Кавказа «Абаза».
– В Кабардино-Балкарии невозможно не заметить существенный абхазо-абазинский компонент истории и культуры Республики, здесь понимаешь, что адыго-абхазский мир имеет одного общего предка. Этот мир остается тесно переплетенным вплоть до сегодняшнего дня, несмотря на объективные исторические события и географические препятствия.
Изучение [нашей] истории, культуры дает возможность понять, что первостепенно для нашего этноса на современном этапе. [Это понимание], в свою очередь, приводит к необходимости развиваться самим и развивать определенные гражданские механизмы. Через культуру же [сегодня] можно созидательно сопротивляться отрицательной стороне глобализации, а хорошей ее (глобализации – прим. ред.) стороной обогащать и приумножать лучшее из сохранившегося в нации и обществе.
Пожалуй, так мы с единомышленниками и пришли к единому решению – объединиться вокруг изучения культуры и истории народов Кавказа. В этом начинании меня поддержали коллеги из Русского географического общества, коллеги по ВААК и, конечно, представители диаспоры абаза в КБР.
– Какие главные задачи ставит перед собой Центр, в чем заключается его деятельность?
– Одна из главных задач – сохранение исторического, духовного и материально-культурного наследия народов Кавказа. В этом контексте мы работаем над восстановлением и сохранением материального и нематериального культурного наследия абхазов, абазин и убыхов, оказываем содействие развитию связанной с этим образовательной и научной деятельности.
В частности, сейчас разрабатываем различные формы дистанционного обучения по истории и культуре этих народов. Мы принимаем активное участие в проведении региональных и международных фестивалей, смотров, конкурсов, выставок этнокультурного характера. Организовываем всевозможные мероприятия, поддерживаем народные танцевальные коллективы, оказываем содействие молодым ученым. Одним словом, мы ставим перед собой множество задач, но все они объединены главной идеей – это сохранение и популяризация аутентичности абхазов, абазин и убыхов.
– Вопрос к Вам как члену Высшего совета ВААК: что, на Ваш взгляд, должен предпринимать Конгресс для укрепления этнокультурного единства абхазо-абазинского и убыхского народов?
– Важно активно работать над созданием необходимых условий для возвращения представителей абхазо-абазинской и убыхской диаспоры на историческую родину в Абхазию. Мы также не должны находиться в стороне от того, что происходит на Родине, должны принимать участие в экономическом, социальном и культурном развитии Абхазии, оказывать содействие социально-экономическому и культурному развитию абхазо-абазинского и убыхского народов.
– Как именно может Конгресс способствовать репатриации представителей абхазо-абазинского и убыхского народа в Абхазию?
– Исполняя заветы наших достойных предков, прикладывая упорство в отстаивании интересов этноса перед всем мировым сообществом. [В целом же] для объединения этноса необходимо задействовать все ресурсы – как нашей диаспоры со всего мира, так и Республики Абхазия.
Нам не нужно тратить время на изобретение колеса. Конституция Абхазии разъясняет положение соотечественников, разбросанных по всему миру, в ней четко прописаны отношения между государством и репатриантами, права и обязанности. Министерство по репатриации Абхазии – кстати, детище [первого президента Абхазии] Владислава Ардзинба – обладает всеми рычагами для решения задач, связанных с репатриацией. ВААК сегодня – новая команда с хорошим потенциалом, действующая на основании устава, измененного под сегодняшние международные стандарты. Осталось изучить весь 25-летний послевоенный (Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов – прим. ред.) период развития Республики Абхазия, провести работу над ошибками и сделать решительный шаг к созиданию. Направить в одно правильное русло народ Абхазии, Министерство по репатриации, ВААК и работать на благо народа Апсны (Абхазии – прим. ред.).
– Вы возглавляете региональный совет ВААК в КБР. Какое количество членов на сегодняшний день вступило в Конгресс, как ведется просветительская работа о деятельности ВААК в вашем регионе?
– На сегодняшний день от Кабардино-Балкарского регионального совета в ВААК вошли около 30 человек. Конечно, это только начало, и мы активно работаем. К сожалению, столкнулись с рядом проблем, на решение которых уходит много времени, но важно отметить, что все эти вопросы решаемы. Мы ведем работу по привлечению новых членов в ВААК по различным направлениям. К примеру, ведется просветительская работа в соцсетях.
– Какие направления деятельности Конгресса приоритетны в среде абхазо-абазинско-убыхской диаспоры Кабардино-Балкарии?
– Приоритетные направления для нас – это восстановление и укрепление родственных связей, расширение и укрепление связей абхазо-абазинской и убыхской диаспоры с исторической родиной. Мы всячески содействуем установлению контактов между живущими в разных странах абхазами, абазинами и убыхами, укреплению их единства и этнического самосознания. Ну и, конечно, активно работаем в сфере развития и сохранения родного языка.
– Что сегодня, на Ваш взгляд, выступает гарантом сохранения и развития абхазо-абазинского и убыхского этноса в мире?
– Воля представителей всего нашего этноса. Кроме того, воля руководства Республики Абхазия и, конечно, неукоснительное соблюдение Конституции Абхазии.
войти или зарегистрироваться.