Алиса Гицба считает, что своей любовью к музыке и выдающимся голосом она обязана, прежде всего, семье: ее родные — и родители, и сестры — музыкально одаренные люди. 5 декабря знаменитая абхазская певица отмечает день рождения. К этой дате инфопортал ВААК подготовил очерк о жизни и карьере артистки.

Арифа Капба

Переполненный зал абхазского драматического театра. На сцене — давно анонсируемая премьера государственного молодежного театра, спектакль «Келешбей». После занавеса — бурные овации всего зала актерам, авторам и, конечно, режиссеру, народному артисту Абхазии Шалве Гицба. И вдруг среди лиц зрителей в первом ряду режиссер видит свою дочь Алису: то, что она приедет на премьеру из Москвы, было для него сюрпризом.

А она не могла иначе. Ей ли, оперной певице, в жизни которой было множество премьер на самых разных сценах мира, не знать, как важно для режиссера и артиста присутствие в первых рядах любимых и родных людей!

Театрально-музыкальное детство

«Мы всегда ходили в театр, каждая постановка, в которой участвовал мой отец, было радостным событием для нашей семьи. Походы в театр сопровождались и своими традициями – после спектакля обязательно мы должны были вернуться домой по набережной, потому что на набережной, когда еще работала гостиница «Абхазия», на первом этаже было потрясающее кафе, где продавалось самое вкусное мороженое в городе. И вот если бы я шла по набережной и не съела бы этого мороженого, и не выпила бы кофе-гляссе, для меня был бы праздник испорчен. Такие вот были у нас, можно сказать, ритуалы. Вспоминая эти мои эпизоды из детства, я понимаю, насколько это все правильно, вот таким образом нам прививалась любовь к театру, к искусству», —вспоминает свое счастливое детство в Сухуме народная артистка Абхазии и заслуженная артистка России оперная певица Алиса Гицба.

Она родилась 5 декабря 1970 года в семье известного актера абхазского драматического театра Шалвы Гицба. Любовь к пению и хороший голос, по мнению Алисы, передалась ей генетически, ведь в семье у всех – и у родителей, и у сестер — замечательные голоса.

Важной частью сухумского детства будущей артистки был интернациональный хор при Дворце пионеров, где Алиса пела вместе с сестрой. Солировала всегда сестра Алисы, а она сама пела в составе хора. Кроме народных песен, хор исполнял и классику. Алиса рассказывает, что в первый раз услышала Stabat Mater Перголези именно в том хоре и теперь, когда она исполняет это произведение уже в качестве солистки, всегда вспоминает репетиции из детства.

В сухумском музыкальном училище Алиса Гицба училась вокалу у известного педагога Жозефины Бумбуриди. В 1989 году она окончила училище по классу «Теория музыки» и поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу «Сольное академическое пение» у профессора Шильниковой. Первые оперные партии были спеты еще в оперной студии при академии: это и Керубино из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, и Татьяна из «Евгения Онегина» Чайковского, и другие совершенно разноплановые партии.

Геликон как дом родной

Особенное значение в жизни актрисы имеет 1992 год, когда она была принята в труппу московского театра «Геликон-опера», в котором работает до сих пор. В интервью газете «Аргументы недели» Алиса Гицба сказала, что знакомство с театром «Геликон» состоялось задолго до того, как ее взяли в труппу.

Однажды она как зрительница увидела знаменитый спектакль «Паяцы» Леонкавалло, который шел во дворике театра. «Попала на хороший состав, – вспоминает Гицба, — первый раз услышала Вадика Заплечного, Лену Качуру, Сережу Яковлева. Тогда меня потрясло это. Было зябко, но жутко интересно. Зрители ощущали сопричастность – было полное ощущение, что ты действующее лицо спектакля. И я влюбилась в этот театр на всю жизнь».

Особым событием для всех «геликонцев» стало обновление здания театра, которое недавно произошло.

«Я очень рада тому, что наш театр, наконец, получил долгожданное здание, новую сцену, оборудованную по последнему слову техники, и оброс новым репертуаром, в премьерах которого последние два сезона я принимаю активное участие, — отмечает Гицба. — Это и Турандот в опере Джакомо Пуччини «Турандот», премьера которого состоялась в начале года. Оркестром управлял наш знаменитый Мэтр, приглашенный дирижер многих зарубежных оркестров и едва ли не единственный на сегодняшний день дирижер-легенда, относящийся к поколению музыкальных гениев — народный артист России Владимир Федосеев».

Еще две важные роли солистки «Геликона» за последние несколько лет – Леонора в опере Джузеппе Верди «Трубадур» и объединенная роль Лизы и Прилепы в постановке «Пиковая дама» Чайковского. Режиссер обеих премьер — художественный руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман. Премьеру «Трубадура» дирижировал молодой, но уже довольно известный в Европе испанский дирижер Оливер Диас, сотрудничество с которым Алиса Гицба расценивает как «великое счастье».

В репертуаре сопрано Алисы Гицба множество партий. Среди них Аида из «Аиды», Виолетта из «Травиаты», Леди Макбет из «Макбет» итальянского композитора Джузеппе Верди, а также Лиза из «Пиковой дамы» Чайковского, Эмилия Марти из «Средства Макропулоса» Яначека, Мадам Лидуан из «Диалогов кармелиток» Пуленка, Антония из «Сказок Гофмана» Оффенбаха и другие.

«Я ее не приняла»

Но далеко не на каждую роль соглашается артистка.

«У меня было несколько ролей, от которых мне пришлось отказаться, — рассказывает Гицба, — и, конечно, это было неприятно моему художественному руководителю, на этой почве возникали конфликты, но что делать, если я не понимаю эту героиню? Например, Катерина Измайлова из «Леди Макбет Мценского уезда» (опера Дмитрия Шостаковича по мотивам одноименной повести Николая Лескова – прим. ред.), я ее не приняла, не поняла ее, как можно убить собственного ребенка?»

Позже этот спектакль в блистательной постановке Дмитрия Бертмана выиграл главные номинации престижной в России театральной премии «Маска». Премии удостоилась и Анна Казакова, исполнявшая главную партию в опере. Алиса рассказывает, что после этого Дмитрий Александрович Бертман попросил ее обязательно посмотреть постановку, и она, конечно, ее увидела и сказала своему художественному руководителю, что считает и оперный спектакль, и исполнение главной партии блистательным, но себя по-прежнему «в этой постановке не видит».

Алиса Гицба, конечно, не выделяет ни одну из исполненных ею партий, говорит, что каждая ей ценна и любима.

«Партия – это просто ноты на нотном стане. Все остальное — это уже роль, когда ты вживаешься в нее, работаешь над ней. Придумываешь себе образ, влюбляешься в этого персонажа. Пытаешься… даже если это коварная леди Макбет, ты находишь ей какое-то оправдание, любишь ее по-своему. И, например, если спросить меня, Аиду я больше люблю или Макбет, я не могу сказать. Аида жертвенная, прекрасная героиня, которая идет на смерть ради любимого, а леди Макбет подстрекает любимого на убийство и предательство ради того, чтобы стать царицей, почувствовать власть. Но потом она раскаивается, приходит катарсис. В сцене сомнамбулизма она переживает заново всю свою жизнь. Какой из этих образов я больше люблю? Я не знаю. Они обе мне интересны», — рассказывает Гицба в интервью Sputnik Абхазия.

Помимо оперных партий в репертуаре певицы немало образцов камерной музыки: песни и романсы известнейших русских и европейских композиторов — Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Шуберта, Шумана, Брамса, Листа, Дебюсси, Равеля и многих других. Что касается художественных стилей, то Алиса Гицба пробовала себя в самых разных направлениях – от барокко до авангардной музыки двадцатого века.

«Помимо моей работы в театре я счастлива еще и тем, что имею возможность выступать на различных концертных площадках и с различными концертными программами не только в Москве, но также за рубежом и по России, — рассказывает Алиса Гицба. — Я сотрудничаю с прекрасной пианисткой, профессором московской консерватории Светланой Бондаренко, знакомство с которой мне дало очень многое в плане музыкального и вокального развития, а именно, дало мне понимание камерного музицирования».

За свою карьеру Алисе Гицба удавалось поработать со многими замечательными представителями мира музыки. Среди них был и феноменальный греческий и российский дирижер Теодор Курентзис. В 2009 году Алиса участвовала в мировой премьере оперы современного российского композитора Алексея Сюмака «Станция» на фестивале современного искусства «Территория», за дирижерским пультом этой постановки был Курентзис, режиссером был Кирилл Серебренников.

«Работать с ним (Курентзисом – прим. ред.) одно удовольствие, — говорит Алиса Гицба в интервью Абхазскому государственному телевидению. — Тончайшая проработка нюансов, тончайшее отношение к музыке, безумное фортиссимо, такое, что стены дрожат, и такое пианиссимо, что уши должны превратиться в локатор, чтобы его услышать – вот такая огромная динамическая палитра. Этого эффекта добиваются очень немногие дирижеры.

В «родных стенах»

Алиса Гицба ведет активную концертную деятельность в России и за ее пределами. Выступая на самых разных сценических площадках в разных музыкальных театрах, Алиса Гицба считает, что самыми волнительными и ответственными обычно бывают концерты на ее родине, в Абхазии.

В интервью агентству Sputnik Абхазия она говорит: «Любой выход на сцену — это всегда полжизни, потому что хочется предстать в самом лучшем виде, хочется показать все, на что ты способен. И просто хочется расположить публику к себе, отдать частичку своей души, это потребность. Это происходит всегда, где бы я ни выступала. А когда я приезжаю домой, это чувство усиливается во сто крат, потому что здесь не просто родные стены, здесь все, с которыми я росла, которые наблюдают за моим ростом, за карьерными свершениями, гордятся, критикуют, любят и в тоже время видят какие-то недостатки. Люди, которые смотрят на меня прицельно, рассматривая сквозь лупу. Это как раз наносит определенный отпечаток ответственности и требует еще большей концентрированности».

Народная артистка Абхазии Алиса Гицба всегда с особым трепетом относилась к памятным датам в истории родного края – как радостным, так и трагическим. Она была одним из инициаторов исполнения «Реквиема» Джузеппе Верди на сцене Абхазской государственной филармонии в 2013 году — в память двадцатилетия со дня мартовского наступления (неудавшаяся наступательная операция по освобождению Сухума в Отечественной войне народа Абхазии 1992 –1993 годов – прим. ред.)

«Победа – это не только радость. Она дается ценой человеческих жизней и наполнена скорбью оставшихся в живых. «Реквием» посвящается памяти жертв этой войны, к которым мы причисляем и погибших воинов, и всех тех, кто стал невинными жертвами, и тех, кто выжил, потеряв родных и друзей. Requiem aeternam... Вечная память! Мы помним, мы чтим, посвящаем им прекрасную, мощную, яркую музыку великого итальянского композитора Джузеппе Верди», — с такими словами обратилась к публике в марте 2013 года Алиса.

Исполнение «Реквиема» имело по-настоящему грандиозный масштаб. В нем были задействованы Большой академический хор «Мастера хорового пения», Камерный хор Московской государственной консерватории имени Чайковского, солистам также аккомпанировали Сочинский муниципальный симфонический оркестр и Государственный камерный оркестр Республики Абхазия.

Солистами концерта были сама Алиса Гицба, солистка Санкт-Петербургской филармонии Людмила Борисова, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Нажмиддин Мавляев и солист Астраханского государственного театра оперы и балета Максим Палий. Исполнение «Реквиема» на главной сцене Абхазии стало по-настоящему знаковым культурным событием, тронувшим сердца и тех, кто сидел в зале, и тех, кто смотрел его в прямом эфире государственного телеканала.

Уже много лет Алиса с семьей проживает в Москве, которую любит и считает своим вторым домом.

«Здесь комфортно, я рада тому, что могу заниматься здесь своим любимым делом, реализовываться и расти как музыкант, посещать интересные концерты и постановки, получать духовную пищу, у меня всегда есть возможность общения с нашими земляками благодаря интересным мероприятиям, организуемым Абхазской диаспорой Москвы и посольством Абхазии в Москве», — отмечает Алиса.

Несмотря на то, что певица давно не живет в Абхазии, она живо интересуется всеми событиями, как культурными, так политическими, которые происходят в Абхазии. На вопрос о том, вернется ли она когда-нибудь на родину, ответить затрудняется и говорит, что «возможно, когда-нибудь».

У Алисы Гицба замечательная семья, в которой растут музыкально одаренные от природы дочь и сын, а профессиональное мнение супруга, тоже музыканта, для Алисы имеет особое значение.