Творческое наследие писателя и общественного деятеля Адиль-Гирея Кешева сыграло значительную роль в духовной жизни абазинского народа, заняв почетное место на вершине просветительской литературы Северного Кавказа.

Биляль Хасароков

Адиль-Гирей Кешев (1837–1872) – талантливый литератор, прогрессивный общественный деятель и просветитель 60-70-х годов ХIХ века, чья деятельность имеет огромное историко-культурное значение. Его творческое наследие стало неотъемлемой частью духовной жизни абазинского народа.

Писатель, учитель, редактор

Адиль-Гирей родился в 1837 году в родовом ауле Кечев Кубанской области Зеленчукского округа Верхнекубанского приставства в семье абазинского князя Кучука Кечева.

В 1850 году он был зачислен в Ставропольскую гимназию юных представителей горской знати, а в 1858 году окончил ее с золотой медалью. Затем поступил на двухгодичные курсы для подготовки к университету при гимназии.

1 августа 1860 года юноша без экзаменов был принят на первый курс восточного факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Там он должен был изучать арабский, персидский, турецкий, татарский языки. Однако получить высшее образование Кешеву не удалось. Дело в том, что свободолюбивая часть студенчества в то время в Санкт-Петербурге принимала участие в забастовках. После подавления студенческих волнений руководство университета начало вводить казарменные порядки, запрещая проводить собрания, насаждая полувоенный режим. Некоторые студенты в знак протеста покинули университет. Среди них был и Кешев.

По возвращении в Ставрополь, в конце ноября 1861 года, Адиль-Гирей был зачислен на службу в Губернскую канцелярию на вакансию переводчика, где проработал до начала 1863 года. Оттуда он перевелся учителем в гимназию. В ноябре 1866 года в связи с преобразованием губернской гимназии в классическую поступил секретарем в Ставропольскую контрольную палату. Здесь за выслугу лет Кешев был переведен в коллежские секретари со старшинством.

Служба в Ставрополе продолжалась до лета 1867 года, а в августе он переехал во Владикавказ, в административный центр Терской области, и получил должность редактора газеты «Терские ведомости» – первой русской газеты на Северном Кавказе.

Здесь Кешев прожил и проработал до конца своей жизни – недолгой, но яркой и плодотворной. Талантливый писатель и публицист Адиль-Гирей Кучукович Кешев скоропостижно скончался в 1872 году. Похоронен он во Владикавказе.

Яркий гимназист Кешев

Ставропольская гимназия в середине ХIХ века была единственным средним учебным заведением на всем Северном Кавказе и сыграла большую роль в обучении и воспитании детей горцев. Адиль-Гирей Кешев обучался в Ставропольской гимназии в период с 1850 по 1860 годы, когда ее возглавлял Януарий Неверов – выдающийся педагог, просветитель, общественный деятель, который уделял особое внимание воспитанникам из горских народов. По его требованию воспитатели пансиона следили за всеми моментами умственной и нравственной жизни вверенных их надзору горцев, уясняли их понятия, поощряли к труду, внушая любовь ко всему благому и прекрасному.

Нисколько не принижая учащихся-горцев, Неверов пробуждал и поддерживал в них чувство национального самосознания и гражданского долга.

Адиль-Гирей Кешев был успешным и ярким гимназистом. Так, его работа была признана одной из лучших на ежегодном конкурсе сочинений по отечественному языку и истории в 1857 году. Она называлась «О характере героев в современных русских повестях и романах». В следующем году Кешев занял уже первое место. Премию ему принесло сочинение «О сатире во время Петра I, Екатерины и в наше время». Конкурсная комиссия отметила самостоятельность многих выводов, которые стали результатом долгого изучения вопроса и исторических особенностей эпохи.

Именно в годы обучения в гимназии сформировались основы демократического мировоззрения юного горца, его общественно-политические взгляды и литературно-художественный идеал.

Литературное творчество

Уже в стенах Ставропольской гимназии Адиль-Гирей начал особенно увлекаться литературой и проявил литературный талант. В этом была немалая заслуга учителя русской словесности Федора Юхотникова, который был знатоком русской и мировой классики и пробуждал у учеников глубокий интерес к своему предмету, приобщая их к величайшим литературным творениям.

Будучи еще гимназистом, Кешев стал писать и публиковаться. В пятом номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год под общим заглавием «Записки черкеса» были помещены три его рассказа: «Два месяца в ауле», «Ученик джинов» и «Чучело». Когда он стал студентом университета, в журнале «Русский вестник» (№ 11, 1860) вышла его повесть «Абреки», а позже очерк «На холме» (1861). Каждое из этих произведений – часть правдивой истории родного народа. По глубине содержания, тонкому психологическому анализу социально-экономических процессов и, наконец, по своей емкости они ничуть не уступали произведениям опытных писателей.

«Я старался в заметках моих, – пишет Адиль-Гирей Кучукович к издателю журнала «Библиотека для чтения» Дружинину, – избегать всего, что выходит из повседневного быта черкесов, боясь обвинения в умышленном эффекте. Я желал бы представить черкеса не на коне и не в драматических положениях, как его представляли прежде, а у домашнего очага, со всей его человеческой стороной»

(в русской художественной и исторической литературе ХIХ века под термином «черкес» фигурировали самые различные народности Северного Кавказа, поэтому в данном контексте слово «черкес» по значению близко слову «горец» – прим. ред.).

Адиль-Гирей Кешев показал себя более зрелым мастером художественного слова, чем его предшественники и современники из среды кавказских горцев, писавшие на русском языке. В его произведениях ощутимо творческое освоение принципов русской реалистической литературы и более органичное, искусное использование родного фольклора, умелое введение в ткань произведения образных изречений, пословиц и поговорок родного народа. Все это помогало Кешеву передавать особенности мышления его персонажей, придавало стилю писателя своеобразный горский колорит.

Редакторская деятельность

Итак, в 1867 году Кешев стал первым редактором газеты «Терские ведомости», которая базировалась во Владикавказе.

Первый ее номер вышел 1 января 1868 года. Газета печаталась еженедельно тиражом 400-500 экземпляров и распространялась в Терской области.

«Несколько слов о значении издания «Терских ведомостей» – так называется передовая статья первого номера. Статья как раз рассказывала о том, что представляет собой новая газета, каковы ее темы. Там говорилось, что в неофициальной части газеты будет широко и всесторонне освещаться жизнь населения Северного Кавказа, представляющего собой «удивительное разнообразие племен, из которых каждое выражает собою какую-нибудь типическую особенность как в отношении нравов и обычаев, так и общественного и домашнего быта, языка, религиозных понятий».

Несомненная заслуга Кешева – то, что он привлек к участию в газете горскую интеллигенцию, лучшие ее творческие силы. Постепенно в этот круг вошли ингуши Чах Ахриев, Адиль-Гирей Долгиев, осетины Михаил Баев, Борис Гатиев, Иналуко Тхостов, Гацыр Шанаев, кабардинцы Кази Атажукин, Дмитрий Кодзоков и многие другие представители русской творческой интеллигенции.

Редакция «Терских ведомостей» во главе с Кешевым смотрела на просвещение и образование горцев как на фактор, который должен вывести кавказские народы на путь прогресса и культуры.

Споры о происхождении Кешева

Приоритет раскрытия в начале 60-х годов двадцатого века псевдонима Адиль-Гирея Кешева, который подписывал свои произведения именем «Каламбий» (в переводе с арабского «владеющий пером» - прим. ред.), изучения его биографии, исследования его литературного, публицистического и научного наследия принадлежит Людмиле Георгиевне Голубевой, работавшей в то время в Адыгейском научно-исследовательском институте. Впоследствии к жизни и творчеству просветителя обращались многие исследователи в области филологии, этнографии, истории: Раиса Хашхожева, Туган Кумыков, Марк Косвен, Нурья Табулова, Генрий Кусов, Виктор Корзун, Елена Данилова и другие.

Однако почти всеми современными адыгскими фольклористами, литературоведами, этнографами, историками Кешев рассматривается как «природный адыг», как адыгский писатель и общественный деятель ХIХ века, его творчество воспринимается как вершина русскоязычной адыгской дореволюционной литературы. И это несмотря на то, что личность и биография просветителя и даже его отца Кучука Кячева в подробностях известны специалистам, а большинство исследовательских материалов введены в научный оборот. Кроме того, в русских источниках ХIХ века, говоря об абазинах, неизменно отмечают князей Кячевых (Кечевых, Кешевых) как правителей одной из ветвей абазин-тапантовцев.

Этот вопрос невозможно обойти, поэтому известный литературовед, профессор Владимир Батахович Тугов подробно рассмотрел эту проблему в работе «Из истории общественной мысли и просветительства у абазин в ХIХ веке: Адиль-Гирей Кешев» и аргументированно доказал, что Адиль-Гирей Кучукович Кешев был абазином и по рождению, и по воспитанию, и по языку, и по национальному самосознанию.

Кешев и современность

Деятельность Адиль-Гирея Кучуковича имеет большое значение для всех народов Северного Кавказа. Его жизнь и творчество изучаются в рамках школьной и вузовской образовательных программ.

О его глубоких познаниях в области истории, этнографии и фольклора свидетельствует то, что он вводит в свои произведения достоверные исторические факты, произведения устного народного творчества, топонимические реалии, широко использует общекавказские, тюркские и адыгско-абазинские термины, национально-специфические выражения и обороты речи.

Кешев – первый представитель абазинского народа, которому удалось стать известным общественным деятелем, беллетристом, публицистом, творчество которого составило одну из вершин северокавказского просветительства ХIХ века. В тех исторических условиях его деятельность не могла привести к распространению письменности среди соплеменников, зарождению литературы, но он и его соратники проложили путь следующему поколению просветителей, которые в ХХ веке смогли осуществить эту историческую миссию.

Творческое наследие Адиль-Гирея Кучуковича Кешева имеет непреходящее познавательное и историко-культурное значение. Оно стало неотъемлемой частью национальной культуры и духовной жизни народа в наше время и составляет предмет гордости абазин, как и всех народов Северного Кавказа.