24 января – день рождения первой абхазской профессиональной летчицы Мери Авидзба. Она мужественно сражалась на фронтах Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы много послужила родной Абхазии.

Арифа Капба

Сестры Авидзба – Мери и Хаджера, родившиеся в один день 24 января 1917 года, обе стали в чем-то первыми для истории Абхазии: Хаджера – первой абхазской профессиональной пианисткой, а Мери – первой абхазской летчицей.

В Батайске

Мери Авидзба, выпускница Сухумской школы номер 10, мечтала о полетах над землей с ранней юности. Тогда летчик Виктор Аргун набирал курсантов в Сухумскую летную школу, но туда девушка не попала — опоздала на набор. Зато сумела поступить в Краснознаменную школу Гражданского воздушного флота имени Баранова в Батайске (город в Ростовской области РФ – прим. ред.). Инструктор школы Нина Головинская позже отзывалась о Мери как об одной из самых талантливых и старательных учениц.

Головинская хорошо запомнила самое первое их знакомство на инструктаже по полетам: «Она рассказала о себе, не обошлось и без юмора. Глаза, как угольки горят, так и бегают. Я слушаю и думаю: эта девчурка не подведет. Сразу определила, как у нас, инструкторов, выражались: выйдет толковый ас».

После окончания Батайской летной школы Мери Авидзба попала в Сухумский аэроклуб в качестве инструктора: теперь ей самой предстояло воспитывать летчиков. Но прежде пришлось доказать всему обществу, что она, женщина, действительно умеет пилотировать самолеты. Случай представился очень скоро. Его в подробностях описал в статье о летчице ветеран ВОВ Александр Тария.

Не летчик, а летчица

18 августа 1936 года, на празднике в честь Дня воздушного флота, Мери Авидзба совершила показательный полет перед многочисленными зрителями.

Тария приводит в своей статье воспоминания самой Авидзба: «Старики-абхазцы не верили, что девушка будет летать. Некоторые даже пришли и проверили самолет лично: нет ли кого-либо постороннего, чтобы помогать в полете. Убедившись в том, что полет я выполняла сама без помощи, все расцеловали меня, пожелали успехов в воздухе и <…> накрыли большой праздничный стол».

До 1939 года Мери Хафизовна работала в Сухумском аэроклубе, а потом клуб закрылся. Мери поступила в Военно-медицинскую академию в Ленинграде. Именно там ее застала новость о нагрянувшей войне. Авидзба тут же добровольно пришла в военный комиссариат и заявила о том, что ее место — на фронте. Ее отправили в истребительскую школу в Пермь (город на востоке европейской части России – прим. ред.).

«Курсантам (принятым в истребительскую школу – прим. ред.) хотелось скорее на фронт, но им предстояло сначала хорошо освоить новую специальность, — пишет Александр Тария. – Мери узнала, что в городе Энгельс (Саратовская область РФ – прим. ред.) есть военная школа пилотов, где формируется авиачасть из летчиц-девушек. Формированием авиачасти занималась известная в то время летчица, Герой Советского Союза Марина Раскова. Я должна ехать в Энгельс, заявила Мери».

Прибавление в женском полку

В Энгельсе, к своей радости, она встретила подруг из Батайской школы. Сама Мери была зачислена в штурмовую группу. В декабре 1942 года ее часть была перебазирована на Кавказ, для сражений с противником под Ростовом, Таганрогом, в Сальских степях и горах. Мери была назначена штурманом 46-го гвардейского легкобомбардировочного ночного авиаполка 4-ой воздушной армии 2-го белорусского фронта. Переняв опыт от командиров эскадрильи Полины Макагон и Лидии Свистуновой, она сама стала совершать боевые вылеты.

Мери Авидзба была одной из женщин-летчиц, пилотирующих «истребители» во времена Великой Отечественной войны. Немцы прозвали их «ночными ведьмами». Летали они группами: одни привлекали огонь противников на себя, а другие наносили точные и разрушительные удары.

«Не так уж просто было выполнять боевые задачи, когда кругом бьют пушки, а рядом с твоим самолетом рвутся зенитные снаряды», — рассказывала после войны Мери Авидзба, отвечая на вопросы об этом периоде своей легендарной биографии.

За время боевых действий Мери Авидзба совершила 477 боевых вылетов, провела в воздухе свыше 1000 часов, сбросив на противника 63 тысяч тонн бомбового груза. Она сражалась на Северо-Кавказском, 4-м украинском и 2-м белорусском фронтах, участвовала в освобождении Крыма, Украины и Польши.

В воздухе Мери была бесстрашна, выполняя самые сложные задания. В одну из февральских ночей 1943 года она вылетала на бомбардировку сил противника целых три раза вместе с Полиной Макагон. Позже Полина и Лидия Свистунова, научившие Мери всему, что она умела в военной авиации, геройски погибли.

«В сентябре 1943 года Нина Алцыбеева и Мери Авидзба получили задание бомбить порт Тамань, — пишет об одном случае Александр Тария. — В городе было много зениток, прожекторов, приблизиться к цели не так просто, понимали девушки, но также понимали, что задание надо выполнять».

Приблизив самолет к городу и уже четко видя порт, Мери не спешила сбросить на него бомбу: она вдруг поняла, что немцы в это время переправляются из Тамани в Крым, о чем незамедлительно сообщила своей напарнице. Позже эти разведданные были высоко оценены их руководством.

Ранение и возвращение домой

В 1944 году самолет Марии Рукавицыной и Мери Авидзба, успешно выполнивший боевое задание, был подбит врагом. Буквально чудом девушки сумели посадить машину. Мери получила тяжелую травму позвоночника, которую, впрочем, скрывала до самого окончания войны, чтобы оставаться в строю.

«В военный госпиталь она легла только после окончания войны, — отмечает старший научный сотрудник Абхазского государственного музея Рита Тарба, — после ранения долго скрывала свои боли. Лечение заняло несколько лет, в родной Сухум она вернулась в корсете».

Белый шелковый платок с вышитыми на нем инициалами М.Х.А., кожаный шлем и очки летчицы — эти вещи, а еще множество писем из полевой почты, принесла в дар Абхазскому государственному музею первая абхазская летчица Мери Хафизовна Авидзба лично.

«Я ее прекрасно помню, это была статная, видная женщина. В походке немного чувствовались, конечно, последствия серьезного ранения, но это ей не мешало быть очень деятельной», — вспоминает Рита Тарба.

После окончания Великой Отечественной войны Мери Хафизовна активно участвовала в общественной жизни. Она была председателем родительского комитета Сухумской десятой школы, принимала участие во всех мероприятиях, связанных с празднованием памятных дат ВОВ. 

Мери Авидзба скончалась в возрасте 69 лет, 12 апреля 1986 года. Ее имя навсегда осталось в истории Абхазии. За мужество, проявленное в борьбе с немецкими захватчиками, а также за активную деятельность по воспитанию подрастающего поколения после войны Мери Хафизовна Авидзба была награждена орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».

Использованная литература:

* Книга Александра Тария «Абхазские соколы в небе»