16 сентября исполняется 70 лет Мухадину Шенкао, общественно-политическому деятелю КЧР и члену Высшего совета ВААК. Инфопортал ВААК подготовил очерк о жизни и многогранной деятельности этого неординарного человека.

Людмила Айсанова

Мухадин Алиевич Шенкао – заслуженный работник высшей школы КЧР, общественный и политический деятель, член Высшего совета ВААК – родился 16 сентября 1949 года в ауле Старо-Кувинский Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края в семье Али Айдовича Шенкао и Шам Мурзабековны Гедегушевой.

«Псхувцы» – из рода охотников

По утверждению самого Мухадина Алиевича, род Шенкао в период Кавказской войны вынужденно переселился из абхазского села Псху. В августе 1864 года «псхувцы» (так их долгое время называли), в числе которых был и прадед Мухадина Дакун Заухесович, после длительного и тяжелого пути расположились на берегу небольшой речушки Кува, находившейся между нынешней станицей Сторожевой и станицей Преградной Карачаево-Черкесской Республики. Эта местность сначала получила название Кува-баши, а в настоящее время именуется Коба-баши.

После сильной засухи 1866 года и массового падежа скота переселенцы находились на грани голода. Старейшины, посоветовавшись и согласовав свое решение с властями, выбрали другую, более благоприятную для проживания местность, расположенную вниз по течению реки Большой Зеленчук - нынешний аул Старо-Кувинский. Так его назвали именно в честь той речушки Кувы, у которой они остановились впервые после переселения из Абхазии.

«Мой прадед Дакун Заухесович был очень известным в Псху охотником, о его особой методике охоты за медведем и многочисленных трофеях в округе слагались целые легенды. Он долгое время после переселения не мог наладить быт и толком приспособиться к работе на земле, настолько была крепка его тяга к прежнему ремеслу и покинутым родным местам», - говорит Мухадин Алиевич.

Прапрадед, Заухес, тоже был известен по всей Абхазии, слыл смелым и бесстрашным человеком. Он в качестве охранника сопровождал группы абхазских паломников-мусульман, путешествующих в Мекку. К сожалению, он погиб в пустыне при столкновении с грабителями, спасая жизни остальных участников группы.

Сила воли отца и мягкость матери

Мухадин Алиевич очень увлеченно рассказывает о своих предках. И это не удивительно: многие годы он по крупицам собирал историю своего рода, даже подготовил к изданию целый труд, посвященный генеалогическому древу рода Шенкао из девяти поколений.

Отец Мухадина Али Айдович Шенкао родился в 1914 году. С юных лет Али вместе с двумя старшими братьями и тремя сестрами познали все трудности тяжелого сельского труда и жизненных испытаний периода Гражданской войны, насильственной коллективизации, голода и репрессий 30-х годов XX столетия. Тем не менее, Али Айдовичу удалось поступить в Воронцово-Александровский техникум механизации Ставропольского края и в 1942 году окончить его, после чего он стал работать механиком в Хабезской машинно-тракторной станции. Такого рода специалисты в то время были очень востребованы и потому освобождались от службы в армии, несмотря на то, что шла Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Но отец не воспользовался этой привилегией.

«Отказавшись от предоставленной брони, отец написал заявление и ушел добровольцем на фронт», - рассказывает Мухадин Алиевич.

Гвардии красноармеец Али Айдович Шенкао в составе истребительного противотанкового подразделения принимал активное участие в боевых действиях по освобождению юга России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши и Германии. За проявленные мужество и героизм был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга». В боях при взятии города Кенигсберга в апреле 1945 года Али получил тяжелое ранение, и ему ампутировали правую ногу.

Потомок бесстрашных охотников не отчаялся и не сдался: вернувшись домой, стал продолжать активно работать по профессии, вскоре и женился. Али Айдович вместе со своей супругой вырастили и воспитали пятерых сыновей и дочь, вторым из которых был Мухадин. Всех выучили, дали им возможность получить высшее образование.

«Я всегда поражался огромной силе воли моего отца, его жажде жизни и трудолюбию. Будучи столько лет физически неполноценным, он никогда не просил помощи, никогда не срывался, до конца жизни оставался активным и позитивным человеком. Он внес немалый вклад в развитие народного хозяйства района, сумел завоевать авторитет своих односельчан», - с гордостью рассказывает Мухадин Алиевич.

Его мать Шам Мурзабековна, в девичестве Гедегушева, была из довольно обеспеченной семьи, окончила медицинское училище в городе Черкесске, но посвятила всю свою жизнь семье и детям. «Она была очень мягким, приветливым человеком, - вспоминает Мухадин Алиевич. Вся детвора с улицы поиграть заходила только к нам во двор, и каждый раз она всех встречала с улыбкой и угощала каждого. Соседи и родственники ценили в ней именно доброту и великодушие, - вспоминает Шенкао.

Физик, астроном, строитель…

Детство Мухадина Алиевича было интересным и счастливым. Учился он хорошо. Уже в старших классах, помимо основных предметов, стал интересоваться историей абазино-абхазского народа и происхождением собственного рода. Еще он очень любил физику и математику, не раз участвовал в районных олимпиадах и побеждал там. Увлекала его и общественная работа, которую он проводил в школе, будучи секретарем комсомольской организации.

В 1966 году Мухадин Шенкао, окончив Старо-кувинскую среднюю школу, решается поступить в Ленинградский государственный университет на механико-математический факультет по специальности «астрономия».

«Мне удалось сдать все вступительные экзамены, но порог конкурсного отбора не позволил стать студентом», - рассказывает Мухадин Алиевич, и с улыбкой добавляет: «Оставалось только свалить всю неудачу на бабушку по материнской линии Быбу, которая все это время отчаянно молилась Аллаху, чтобы я не уезжал далеко».

На следующий год, по брони для отличников учебы района, Мухадин Шенкао поступил на гидро-технический факультет Ашхабадского сельскохозяйственного института, но вскоре принял решение о переводе в более престижный вуз - Одесский инженерно-строительный институт.

По заверению Мухадина, это были самые счастливые, интересные годы в его жизни. Он с жадностью впитывал все грани бытия и краски большого, роскошного, прибрежного города, наслаждался радостями беззаботной юности.

«Мне посчастливилось подружиться со старшекурсником Игорем Торнапольским, который смог вложить в меня многое. Он был очень образованным и всесторонне развитым человеком, серьезно увлекался поэзией, искусством», - говорит Мухадин Алиевич, вспоминая, как они с многочисленными приятелями старались не пропустить ни одной столичной премьеры или выставки, жили интересной и активной жизнью, интеллектуально развивались.

«Одесса до сих пор в моих снах и лучших воспоминаниях остается одним из любимых городов», - делится Мухадин Шенкао.

И Черкесск, и Камбоджа

После окончания инженерно-строительного института Мухадин работал на госпредприятиях в строительной сфере в Нижнем Тагиле и КЧР, а в сентябре 1975 года его пригласили в филиал Ставропольского политехнического института Черкесска на кафедру «Инженерно-строительные дисциплины». За пять лет научно-педагогической вузовской деятельности он прошел путь от ассистента до заместителя директора по учебной и научной работе филиала института. В 1980-1983 годах обучался в очной целевой аспирантуре Московского инженерно-строительного института, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук.

В сентябре 1985 года от Министерства высшего образования СССР Мухадин Алиевич Шенкао был направлен в командировку в Народную Республику Кампучия (ныне Камбоджа). Там он в течение двух лет был преподавателем строительного факультета Пномпеньского Высшего технического института. Это был период становления тогдашней Народной Республики Кампучия, и советские специалисты оказывали помощь в восстановлении и развитии системы высшего образования.

Годы, проведенные в Камбодже, стали ярким этапом в жизни молодого ученого: он приобрел колоссальный опыт и оказался исключительно полезен для дела как профессионал. Шенкао разрабатывал вузовские программы, методические пособия по различным строительным дисциплинам, получил за свой вклад грамоту министерства образования республики и даже был избран в институте членом Ученого Совета, в который вошли только 10 человек из 120 советских преподавателей.

После возвращения из загранкомандировки в 1987 году ученый продолжил профессиональную деятельность в качестве доцента и завкафедрой «Технологии строительного производства» Карачаево-Черкесского государственного технологического института, в котором проработал еще более 13 лет.

Преподаватели и первый выпуск инженеров-строителей Высшего технического института. Пномпень, Камбоджа, 1986 год
Преподаватели и первый выпуск инженеров-строителей Высшего технического института. Пномпень, Камбоджа, 1986 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Группа отличников первого выпуска инженеров-строителей после освобождения страны от полпотовцев. Пномпень, Камбоджа, 1986 год
Группа отличников первого выпуска инженеров-строителей после освобождения страны от полпотовцев. Пномпень, Камбоджа, 1986 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Коллеги по кафедре Михаил Пресс и Мухадин Шенкао у всемирно известного храмового комплекса Ангкор-Ват. Сиемреап, Камбоджа, 1987 год
Коллеги по кафедре Михаил Пресс и Мухадин Шенкао у всемирно известного храмового комплекса Ангкор-Ват. Сиемреап, Камбоджа, 1987 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Во время выступления абхазского ВИА «Апсны-67» в актовом зале Высшего технического института. В первом ряду сидят: второй справа министр образования Камбоджи Пен Навут и третий справа руководитель культурной делегации, 1-ый вице-премьер Абхазской АССР Вячеслав Цугба. Пномпень, Камбоджа, 1985 год
Во время выступления абхазского ВИА «Апсны-67» в актовом зале Высшего технического института. В первом ряду сидят: второй справа министр образования Камбоджи Пен Навут и третий справа руководитель культурной делегации, 1-ый вице-премьер Абхазской АССР Вячеслав Цугба. Пномпень, Камбоджа, 1985 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Группа членов Абхазской культурной делегации во время экскурсии по городу Пномпень. Камбоджа, 1985 год
Группа членов Абхазской культурной делегации во время экскурсии по городу Пномпень. Камбоджа, 1985 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Студенты 1 курса строительного факультета Высшего технического института. Пномпень, Комбоджа, 1985 год
Студенты 1 курса строительного факультета Высшего технического института. Пномпень, Комбоджа, 1985 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Мухадин Алиевич у храмового комплекса Ангкор-Ват. Сиемреап, Камбоджа, 1987 год
Мухадин Алиевич у храмового комплекса Ангкор-Ват. Сиемреап, Камбоджа, 1987 год
© Из архива Мухадина Шенкао

«В этот день я решил: осуществлю свою мечту»

Активная общественно-политическая деятельность Мухадина Шенкао началась с сентября 1989 года: тогда его назначили заместителем председателя оргкомитета по подготовке и проведению Первого Учредительного Съезда абазинской общественной организации «Адгылара». При его непосредственном участии были разработаны первые проекты уставных документов и долгосрочной программы социально-экономического развития абазинского этноса.

В 1990 году Шенкао в составе делегации от КЧР едет в Сухум на международный форум, организованный в поддержку независимости Абхазии. Теперь ему предстояло поддержать стремления своих собратьев, стать ближе к земле своих предков.

А впервые в «стране души» Апсны он оказался еще 1973 году, причем неожиданно даже для самого себя. Он прилетел из Нижнего Тагила, где тогда работал, в аэропорт Минвод, и вдруг решил отправиться в Абхазию.

«Как сейчас чувствую этот странный, мгновенный посыл. И именно в этот день я и решил, что осуществлю свою заветную мечту», - вспоминает Мухадин.

После этой спонтанной поездки он начинает бывать в Абхазии часто. Шенкао говорит, что он уже не мог обходиться без милых сердцу пейзажей и людей, с которыми его связывали теплые отношения, общие идеи и цели.

С особой признательностью Мухадин Алиевич вспоминает своего родственника Николая Шенкао - историка, археолога, который был будто своеобразным «мостом», звеном в цепи контактов абазин с абхазами. Николай Шенкао познакомил Мухадина со многими известными общественно-политическими деятелями Абхазии, с яркими представителями творческой интеллигенции, с которыми ему посчастливилось в дальнейшем сотрудничать.

Принимая в гостях Владислава Ардзинба

В начале 1990-х Мухадин Шенкао был включен в состав абхазской делегации для участия в переговорах общественных организаций Абхазии и Грузии, которые проходили в Нальчике и Черкесске. В 1990 году вместе с лидерами абазинского национального движения Алексеем Меремкуловым и Михаилом Тхайцуховым он стал делегатом Первого съезда малых народов СССР, который прошел в Москве.

Одним из активных инициаторов и организаторов этого съезда был Владислав Ардзинба. В ходе консультативных поездок по республикам и областям Северного Кавказа Владислав Григорьевич тогда приезжал в Черкесск.

«Учитывая плотный график встреч и ограниченность во времени, решили встречу с Ардзинба провести у меня в доме», - вспоминает Шенкао.

Интересно, что тогда его дом еще только строился, строительство было не закончено. Но хозяин сделал все возможное, чтобы принять именитых гостей.

«Я был безмерно счастлив встретиться с Владиславом Ардзынба. Меня в нем поразили харизма и особое обаяние вкупе с простотой в общении. Это был интеллектуал и лидер высочайшей пробы», - делится воспоминаниями Мухадин Алиевич.

Опыт, авторитет и дело жизни

Последующие годы в деятельности Мухадина Шенкао становятся все более насыщенными и ответственными. Работа во благо сохранения и развития этноса становится смыслом его жизни. Мухадин Алиевич Шенкао трижды избирался председателем общественного движения абазин Карачаево-Черкесской Республики – в 1999 году, 2012 и 2015 годах.

В ответственные и трагические периоды жизни абхазо-абазинского народа Шенкао всегда находился на передовой. Он неоценимо помог в работе по оказанию гуманитарной и иной помощи во время освободительной войны абхазского народа (Отечественная война народа Абхазии 1992-1993 годовприм. ред.). Он был сопредседателем общественного штаба по оказанию всесторонней помощи Абхазии, активно поддерживал беженцев, содействовал в обеспечении их жильем, в получении ими гражданства и статуса беженцев, в предоставлении им возможности обучения в вузах КЧР.

Члены исполкома МЧА после заседания. На фото слева направо: Юрий Агирбов, Ирфан Аргун, Мухадин Шенкао, Владимир Авидзба и Юрий Аргун. Стамбул, 2004 год
Члены исполкома МЧА после заседания. На фото слева направо: Юрий Агирбов, Ирфан Аргун, Мухадин Шенкао, Владимир Авидзба и Юрий Аргун. Стамбул, 2004 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Известный ученый, историк-абхазовед, активный общественно-политический деятель, один из ярких лидеров народного движения за независимость Абхазии Юрий Аргун и Мухадин Шенкао. Стамбул, 2004 год
Известный ученый, историк-абхазовед, активный общественно-политический деятель, один из ярких лидеров народного движения за независимость Абхазии Юрий Аргун и Мухадин Шенкао. Стамбул, 2004 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Во время траурного мероприятия, посвященного трагическому исходу народов Северного Кавказа и Абхазии в Турцию. На фото справа налево: Мухадин Шенкао, Джамалеттин Юмит (Ардзинба), Юрий Аргун, Кадыр Лафишев, Владимир Авидзба. Стамбул, 2004 год
Во время траурного мероприятия, посвященного трагическому исходу народов Северного Кавказа и Абхазии в Турцию. На фото справа налево: Мухадин Шенкао, Джамалеттин Юмит (Ардзинба), Юрий Аргун, Кадыр Лафишев, Владимир Авидзба. Стамбул, 2004 год
© Из архива Мухадина Шенкао
Приезд членов исполкома Международной Черкесской Ассоциации к месту проведения заседания МЧА. На фото слева направо: Юрий Агирбов, Юнал Агачев, Мухадин Шенкао. Стамбул, 2004 год
Приезд членов исполкома Международной Черкесской Ассоциации к месту проведения заседания МЧА. На фото слева направо: Юрий Агирбов, Юнал Агачев, Мухадин Шенкао. Стамбул, 2004 год
© Из архива Мухадина Шенкао

Опыт и авторитет позволяли Мухадину Шенкао эффективно решать важные вопросы по сохранению и развитию самобытной культуры абазинского народа. Это и поддержка талантливой молодежи, и реализация социальных, культурных проектов.

С 2001 по 2009 годы Мухадин Алиевич дважды избирался депутатом Народного Собрания (Парламента) КЧР, занимал должности председателя аграрного комитета, заместителя председателя комитета по регламенту и информационной политике, председателя комитета по законодательству, законности и госстроительству Народного Собрания (Парламента) КЧР. Шенкао принимал активное участие в подготовке, обсуждении и принятии законов КЧР, в том числе закона «О малочисленном народе абазин в КЧР» и по вопросам образования Абазинского муниципального района.

Чтобы рассказать подробно о жизни и всей общественно-значимой деятельности Мухадина Шенкао, не хватит одного материала. Порядочный, скромный, справедливый, смелый, посвятивший себя служению своему народу – таким его видят близкие и даже незнакомые люди: его авторитет в обществе говорит сам за себя.

О деле сохранения и развития родного народа Шенкао говорит так: «За эти годы была проведена огромная работа целого ряда преданных делу лидеров, активистов и неравнодушных людей, поддерживающих свой народ. Без них было бы сложно охватить все проблемные вопросы. Теперь у нас целое структурное подразделение – «Алашара», ВААК, которые занимаются всем спектром задач, стоящих перед нашим народом. Мы счастливы и горды тем, что теперь вся работа систематизирована. Со своей стороны мы стараемся помогать молодому поколению политиков и общественных деятелей, передать свои знания и опыт».

То, о чем мечтал Мухадин Алиевич Шенкао еще в молодости для себя и своего народа, почти осуществилось. Он считает себя счастливым человеком, ведь рядом с ним его родные: верная спутница и прекрасная мать, супруга Ирина Адыльгериевна, трое сыновей, внук и две внучки. А в конце беседы Мухадин Алиевич поделился еще одной своей радостью: вскоре в семье ожидается пополнение – второй внук.

Желаем Мухадину Алиевичу и всем членам его семьи огромного счастья и благополучия, крепкого здоровья и долгих лет жизни!