В этом году музыканту, автору всенародно любимых песен, Герою Абхазии Валерию Багателия исполнилось бы 60 лет.

Арифа Капба

Известный музыкант Валерий Багателия родился 28 ноября 1959 года в семье Ясона Багателия и Зои Гадлия, был одним из четверых детей. Родом они были из села Лдзаа близ Пицунды, но родился Валера в Сухуме, учился в сухумской второй школе, окончив которую служил в армии в морском флоте в российском городе Севастополь.

Время музыкантов

Любовь к музыке началась у него еще в школьные годы. Музыкального образования Валерий не имел, но был «самоучкой»: играл на фортепиано, барабанах, и, конечно, гитаре, пел, сочинял музыку. Это было больше, чем увлечение, он имел к музыке большой талант, уверены его друзья, профессиональные музыканты.

Заслуженный артист Абхазии, участник легендарного вокально-инструментального ансамбля «Апсны-67» Нодар Сагария знал Валерия и близко дружил с ним с 70-х годов прошлого века. Тогда их репетиционная база была в том помещении, где сейчас находится Музей боевой славы.

Конечно, увлеченность Валерия музыкой – это «примета времени», считает Сагария. Тогда, в шестидесятых и семидесятых, разнообразные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли – прим. ред.) и другие музыкальные группы появлялись как грибы после дождя, и каждый, кто имел талант к музыке, пытался собрать свой коллектив. Такой коллектив собрал и Багателия, дав ему название «Абраскил».

«Валерий часто заходил к нам на репетиции, мы крепко дружили, - вспоминает Нодар Сагария, - я делал аранжировки его песен».

По словам друга и коллеги, хотя Багателия и был самоучкой, но обладал прекрасным музыкальным вкусом и по тем временам создавал очень качественный музыкальный продукт, «чего только стоили его гармонические переходы».

Одной из песен Багателия, аранжированных Нодаром Сагария, была песня «Хара харуаа реихабы». Эту композицию напрямую связывают с Отечественной войной народа Абхазии 1992-1993 годов. Многие даже уверены, что она посвящена главнокомандующему абхазских войск Владиславу Григорьевичу Ардзинба. Эта ассоциация с войной неудивительна, ведь существуют кадры военной хроники, где песню вместе с самим автором Валерием Багателия и его ближайшим другом, тоже музыкантом Резо Чачхалия, поет группа абхазских бойцов. Но на самом деле, по словам Нодара Сагария, «Хара харуаа реихабы» была написана Валерием Багателия задолго до войны, в восьмидесятых годах. А потом, что называется, «попала в обойму» и приобрела особый смысл.

Довоенная жизнь Валерия Багателия и все, что случилось после начала Отечественной войны – это как две противоположные части света, два берега одной реки, белое и черное, как свет и тьма, как добро и зло. Настолько сильно отличалось все, что было у него «до» от того, что произошло «после».

Жизнь «до войны»

Красивый, талантливый, музыкальный Валерий Багателия был еще и очень спортивным молодым человеком. С детства он занимался прыжками в воду, уже в 15 лет стал мастером спорта и тренировал детей, а позже работал в Спортивной базе в Ешере. Его спортивным достижениям даже несколько раз находилось применение в кинематографе: он играл небольшие роли, был дублером в некоторых фильмах, исполняя каскадерские прыжки за главного героя.

После армии Валерий поступил на физкультурный факультет Абхазского госуниверситета, где, помимо учебы, конечно, был вовлечен и в студенческую жизнь, в организацию концертов и вечеров. И однажды на подготовке очередного празднования дня студентов он познакомился с будущей женой – студенткой второго курса педагогического факультета Инной Тужба. Инна была не только привлекательной девушкой, но и танцевала в ансамбле, созданном при университете Кандидом Тарба.

«Там на репетициях мы и познакомились, каждый представлял свой факультет. Валерий был со своим ансамблем, мы с ним спели вместе песню, и позже как-то так получилось, что поженились и создали семью в 1982 году», - вспоминает Инна Тужба.

Связанные музыкой

У этой супружеской пары, которую, можно сказать, объединила музыка, родилось двое детей: Рада и Рената Багателия. В жизнь девочек музыка вошла так же привычно, как по утрам в окно заглядывает солнце.

В одном из телевизионных интервью, вспоминая те времена, Инна Тужба рассказывает, что вместе с мужем они часто сидели за пианино, что-то играли, что-то сочиняли, и однажды старшая дочь Рада, увидев их в очередной раз за инструментом, сказала: «Какими счастливыми вы сейчас выглядите!»

Инна Тужба несколько раз выступала соавтором песен своего мужа: он убедил ее, что она может написать стихи на музыку, которую он сочинил. «Песни «Бабаду» и «Хара харуаа реихабы» – это наше с ним совместное творчество. Он написал музыку, а я слова. Он как-то обратился ко мне, посчитав, что я смогу. Я не поэтесса, и вообще окончила русскую школу, но он захотел, чтобы я написала слова, и мы с ним написали вот эти две песни», - рассказывает Инна.

Дочери ходили в школу, занимались музыкой, жили в абсолютной любви и гармонии с родителями, для которых первым делом всегда было творчество и музыка. В доме царил мир. Даже если и были, как и у всех, бытовые неурядицы и другие проблемы, Валерий все решал спокойно и без суеты.

А потом – война

Как гром среди ясного неба настало 14 августа 1993 года, началась война.

Дочь Рада была на тот момент у бабушки и дедушки со стороны матери в селе Кындыг в Восточной Абхазии, а остальные домашние – в Сухуме. Сказав, что пойдет «узнать какую-то информацию», Валерий в первые же часы ушел «на позиции» и встал вместе с другими ребятами на выезде из Сухума. Семью поручил брату, который затем вывез жену и дочь в Пицунду.

После жену Инну и дочь Ренату Валерий долго еще не видел, только смог попрощаться с ними перед тем, как они уезжали в Майкоп по морю на катере. Вот как этот момент вспоминает Инна: «Тогда он успел на полчаса вырваться и пришел, весь обросший и в какой-то военной форме, с нами увидеться».

Валера и «Чачхал»

Всю войну Валерий Багателия прошел бок о бок с ближайшим другом, музыкантом Резо Чачхалия, которого называли «Чачхал». Они и те ребята, которые воевали вместе с ними, получили неофициальное название группы «Бабаду» - одноименное с популярной песней Валеры, а самого Валеру выбрали своим командиром.

Нодар Сагария вспоминает, как вместе с журналистами Абхазского телевидения Славиком Сакания и Ахрой Акаба они уже во время войны бывали в Верхней Ешере и видели на позициях Валерия Багателия и Резо Чачхалия.

После освобождения Гагры Нодар Сагария встретился с друзьями-музыкантами на границе по реке Псоу.

«Он, я, Рустам Конджария и Резо Чачхалия встретились тогда на реке Псоу, и вот там мы спели «Песнь о скале », а снимал это все на видеокамеру оператор Астик Садзба, эта кассета есть в архивах гостелевидения», - рассказывает Сагария.

Самый последний раз Нодар Сагария видел Валеру и «Чачхала» в Гудауте за неделю до мартовской наступательной операции в 1993 году. Будто почувствовав, что больше они не увидятся, Сагария настоятельно просил их воспользоваться моментом и записать несколько песен для архива, благо все ресурсы телевидения были сосредоточены там, где они находились.

«Я сказал им тогда: война войной, но это тоже дело, давайте поднимемся наверх, запишем песни. Я понимаю, что вас ждут дела, что это важно, но останьтесь, посидим часок-другой, поработаем. Но уговорить их так и не смог», - вспоминает Сагария.

Мстить за Раду

Остановить тогда Валеру не смог бы никто. Ведь он уже знал тогда, что в селе Кындыг грузинские гвардейцы беспощадно убили безоружных родителей его жены и его дочь Раду. Кто знает, что творилось в сердце отца с той минуты, как он узнал страшную весть? Мы можем судить об этом лишь по песне «Рада», которую Валера Багателия написал на гибель дочери, в ней он называет ее Ангелом и клянется, что будет мстить врагам за ее смерть.

После случившегося Валерий Багателия вместе со своим братом Джоном Дзидзария поехал в Майкоп, где находились его жена Инна и младшая дочь Рената.

«Никто, кроме него, не смог решиться приехать ко мне и сообщить, что случилось, - вспоминает Инна. - Он держался, скрывая всю боль в своем сердце, и сказал мне только, что умер мой отец, потом вдруг разрыдался… Он нас довез до Сочи, где я осталась вместе с сестрой, которая была там вместе со своей семьей. Я сказала, что не поеду в Абхазию, пока он мне не привезет Раду, пока я ее не увижу. Представляете, что с ним творилось. Он пытался объяснить, что будет баржа, которая штурмом возьмет Очамчиру, и тогда, возможно, он вывезет Раду. В общем, он всячески переводил разговор с этой темы, придумывал что-то для меня, чтобы правдоподобно звучало».

«Если каждая мать не пустит сына»

Позже Инна с Ренатой все же вернулись в Абхазию. О том, что случилось с Радой, Инна узнала, но не от самого Валеры, а из песни, которую он, иногда возвращаясь с позиции, потихоньку сочинял, заперев за собой дверь в комнату. Однажды, прислушавшись к словам песни, она все поняла.

Инна признается, что пыталась после этого уговорить мужа больше не идти на фронт, убеждала, что можно быть полезным и в чем-то другом, но тогда Валерий ей ответил: «Если каждая мать не пустит сына, а каждая жена не пустит мужа, а сестра остановит брата, Абхазия будет уничтожена».

Мартовское наступление было последним для Валеры Багателия, как и для его друга Резо Чачхалия. Они оба числились в списках пропавших без вести, пока их захоронения не были найдены в районе нынешней Республиканской больницы в Сухуме после окончания войны. На автомате Валерия Багателия было вырезано три буквы «Рад…», а последнюю букву «а» из имени дочери он так и не успел вырезать, как и не успел дописать множество песен, не сумел завершить те дела, которые так жестоко прервала война.

Песни Валерия Багателия после гибели отца пела его талантливая дочь Рената Багателия, они вошли в альбом, записанный и выпущенный большим другом семьи музыкантом Артуром Лакрба. Композиции Валерия исполнялись и созданным им музыкальным ансамблем «Абраскил». Песни Багателия, одни из самых трогательных и красивых в абхазской эстраде, пели и поют многие в Абхазии. Среди них есть и красивые, лиричные, такие как «Бзиа избо сылбадзом» или «С новым годом», и глубоко личные, трагичные, такие как «Рада». Эти музыкальные композиции – лучшая память о Герое Абхазии Валере Багателия.