Всемирный абхазо-абазинский конгресс

14 January 2025
06:01
Сухум на рубеже XIX-XX веков
Город необычайных закатов и жареных каштанов
Сухум, столица Абхазии, – древний город с историей в 2500 лет. В то же время его современный архитектурный облик, столь любимый горожанами, сформировался сравнительно недавно – на рубеже XIX и XX веков.
История Сухума началась более двух с половиной тысяч лет назад, когда на берег Сухумской бухты высадились первые колонисты из древнегреческого города Милет. Они основали на этом месте город-порт Диоскурию. В разные исторические периоды он находился под властью римлян, византийцев, генуэзцев, а позже и турков.
В первые века нашей эры из-за серии землетрясений древняя Диоскурия практически полностью ушла под воду. Но северная окраина города осталась незатопленной. Именно здесь римляне отстроили крепость Себастополис, где и расположили свои легионы.
Анзор Агумаа
Историк
«Сухум – исторический город. На его территории, еще задолго до возникновения раннеантичного поселения, находилось древне-абхазское поселение городского типа Акуа (это название Сухума сохраняется в абхазском языке до сих пор), история которого восходит к глубокой древности»

Из книги «Старый Сухум»
Уже в средние века крепость Себастополис была переименована турками в Сухум-Кале. До наших дней сохранилось древнеабхазское название места – Акуа. В древнегрузинских летописях город-крепость также упоминался как Цхум. В VIII веке он стал одним из центров Абхазского царства. С XVI по XIX столетие черноморское побережье Кавказа входило в зоны интересов двух империй – Османской и Российской, которые периодически вели на этой территории войны.
С последней четверти XVIII века крепость Сухум-Кале была резиденцией владетельного князя Абхазии Келешбея Чачба-Шервашидзе. Он мечтал о независимости своей страны и даже сумел ее добиться, избавившись от протектората Турции. Однако в 1810 году, уже после гибели Келешбея, Абхазия вошла в состав России, и в Сухумской крепости расположились русские гарнизоны.
В 1830-е годы к востоку от Сухумской крепости вдоль берега моря появилось небольшое поселение. Оно получило сначала статус торгового порта, а потом и портового города, который носил то же название, что и крепость.

Сухум в то время представлял собой маленький городок, в котором преобладали деревянные строения. Но уже тогда он поражал путешественников пышной растительностью, в частности, насаждениями роз и тополей.
В 1866 году Сухум стал административным центром Сухумского военного отдела, который был создан вместо упраздненного Абхазского княжества. Город постепенно развивался и рос, но в течение XIX столетия не раз подвергался разорению и разрушению.
В особенности Сухум пострадал в последнюю русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Тогда турецкие войска, покидая город, сожгли его дотла. За участие в войне на стороне Турции абхазское население принудили покинуть прибрежную зону страны, в том числе и Сухум. Около пятидесяти тысяч человек бежали в Турцию. Множество сел по всей Абхазии опустело, Сухум и его окрестности обезлюдели.
Чуть позднее этих событий писатель Антон Павлович Чехов так напишет в письме другу об абхазской столице:
Антон Павлович Чехов
Писатель
«Сегодня с утра сижу в Сухуме. Природа удивительная до бешенства и отчаяния. Все ново-сказочно и поэтично. Эвкалипты, чайные кусты, кипарисы, кедры, пальмы, ослы, лебеди, буйволы, сизые журавли, а главное горы и горы без конца и краю... Сижу я сейчас на балконе, а мимо прохаживаются абхазцы в костюмах маскарадных капуцинов, через дорогу — бульвар с маслинами, кедрами и кипарисами, за бульваром темно-синее море... Если бы я пожил в Абхазии хоть месяц, то думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок. Из каждого кустика, со всех теней и полутеней на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов. Подлец я за то, что не умею рисовать»

«Письма 1875-1890 годов»

С 1880-х годов на опустевшие абхазские земли хлынули колонисты. Согласно первой всероссийской переписи 1897 года, в Сухуме проживало 7998 человек, из них русских было — 1685, мегрелов — 1522, греков — 1083, абхазов —144 человека. Кроме того, здесь жили турки, армяне, татары, персы, поляки, немцы, эстонцы – всего более 20 национальностей. Были распространены этнические общества, которые занимались проблемами своих групп: строили церкви и школы, участвовали в выборах в городскую Думу.
Осип Мандельштам
Поэт
Поэт Осип Мандельштам назвал Сухум городом
«траура, табака и душистых растительных масел». «Отсюда следует начинать изучение азбуки Кавказа – здесь каждое слово начинается на «а»»

«Воспоминания. Шум времени»

На рубеже XIX и XX веков в Абхазии появились плантации цитрусовых и первоклассного табака, что стало серьезным толчком для развития торговли и экономики в целом. В 1893 году в Сухуме уже работало около 130 торговых предприятий. Это привело и к строительному буму. Богатые предприниматели в конце XIX века строили магазины, гостиницы и виллы, украшая их фасады подвесными балконами и галереями, а во дворах особняков сооружали колодцы. Именно в этот период Сухум получил тот архитектурный облик, которым гордится до сих пор.
Константин Паустовский
Писатель
«В саду, около комнаты, растут громадные кактусы, бананы и мандарины. За окнами — море (здесь необычайные закаты) и синие громады гор»

«Бросок на юг»

Города Абхазии были распланированы в духе европейского градостроительства. В архитектурном смысле здесь преобладал стиль модерн, уже покоривший к тому времени Европу. Основными строительными материалами были кирпич, камень, цемент, железо. Крыши покрывали знаменитой марсельской черепицей.
Константин Паустовский
Писатель
«Запах апельсинов смешивался с запахом жареных каштанов, красные флаги шумели от южного ветра в тропических зарослях садов, дикие всадники, гортанно крича, бешено скакали по каменным дорогам. Стенами падал теплый ливень, и душистый дым местного табака лениво сочился из окон духанов»

«Бросок на юг»

Писатель Константин Паустовский впервые посетил Сухум в феврале 1922 года. Город предстал перед ним «пестрым и многоязычным». Печи топили ореховой скорлупой, пищу в базарных духанах готовили на ореховом масле, отмечал писатель. Свои впечатления от города Паустовский позже изложил в повести «Бросок на юг» и очерке «Где нашли золотое руно».
С конца XIX века Сухум начинает развиваться не только как торговый город и порт, но и как климатический курорт. В 1898 году Всероссийский конгресс врачей в Москве признал его одной из лучших здравниц для легочных больных. В 1902 году по инициативе профессора Остроумова в Сухуме открылась больница на 35 коек, в городе и его окрестностях построили санатории. Особенно поражал своим великолепием санаторий известного русского мецената князя Николая Смецкого в Гулрыпше: в четырехэтажных корпусах были даже лифты – диковина и редкость по тем временам. Санаторий Смецкого современники признавали одним из лучших в Европе в то время.
В 1905-1907 годах в Абхазии работало уже около четырехсот предприятий. Это, прежде всего, лесопильни, а также ряд кирпичных, мукомольных, слесарных, маслобойных заводов в Сухуме. Важное место занимали заводы для выделки эфирных масел, ряд садово-огородных предприятий, винно-водочных заводов, завод по производству лимонада и минеральной воды «Анкара».

Средняя зарплата мастеровых и рабочих тогда составляла 2 рубля 20 копеек. При этом фунт хлеба 1-го сорта стоил 4,5 копейки, а фунт говядины 1-го сорта – 17 копеек.
Культурная жизнь в городе набирала обороты. В начале XX века в Сухуме было три театра: Алоизи, театр Самуриди и летний театр в Александровском парке. Издавались газеты «Колхида», «Сухумский листок», «Сухумский вестник».

В 1912 году в городе работало тринадцать школ, в том числе русская, греческая, армянская, еврейская, Горская, где учились преимущественно абхазские дети, и школа Общества распространения грузинской грамотности.
Описание Сухума начала XX века находим у писательницы Адиле Абасс-оглы в автобиографической книге «Не могу забыть». Торговый и курортный город был родным для представителей самых разных национальностей. На горе Чернявского (Сухумская гора, абхазское название Самаата-рху) стояли особняки состоятельных москвичей и петербуржцев, которые приезжали в Сухум на отдых. На главной улице города, Георгиевской (нынешний проспект Аиааира), жили в основном греки — самые многочисленные и преуспевающие предприниматели Сухума. Любимым местом отдыха горожан, как и сегодня, была набережная.
Адиле Абасс-оглы
Писатель
«Здесь у причала покачивалось на волнах множество шлюпок, на которых любители морских прогулок отплывали подальше в море. На лавочках, стоявших вдоль набережной, любили отдыхать пожилые пары, дыша целебным морским воздухом и наблюдая за фланирующей публикой»
В городе повсюду были чайные, кофейни, бильярдные. Мужчины играли в нарды. В чайных работали иранцы, а в кофейнях — греки, турки или армяне. На тротуарах под навесами стояли столики, продавцы предлагали мороженое, восточные сладости, фрукты, прохладительные напитки. Тут же на мангалах жарили шашлык, каштаны и фундук.
Адиле Абасс-оглы
Писатель
«Обувь для выхода была обязательно лаковая и кожаная. Мужчины носили фетровые шляпы, женщины — шляпки с узкими полями, а некоторые не отказывались от вуали. В холодные зимние вечера горожане собирались друг у друга. Мужчины играли в нарды, шахматы, домино и карты. Много разговаривали, вспоминали старину, делились впечатлениями о спектаклях, книгах. Мы, дети, разинув рот, слушали. На столе всегда были кофе, сладости, фрукты, орехи»

«Не могу забыть»
Вдоль реки Басла, которая делила город на правую и левую части, росли плакучие ивы, и располагались лодочные станции. Река была богата рыбой, и в любое время года здесь можно было видеть рыбаков. На берегах Баслы работали магазины и маленький рынок. Этот район, как и сегодня, назывался Красный мост по цвету моста, соединяющего обе части города. Здесь же располагались хлебопекарни, чайханы, кофейни, духаны.
Город рос и развивался, и итогом его развития стала комфортная, органичная и цельная среда обитания. Сухум вплоть до 30-ых годов прошлого столетия оставался многонациональным торговым и курортным городом, который ассоциировался с дорогим табаком, бульварами и жареными каштанами.
Автор текста - Астанда Ардзинба, бильд-редактор - Наала Авидзба, редактор – Ольга Солдатенкова,
главный редактор – Амина Лазба