1 февраля 2019 года исполняется 65 лет кадию абазинских мусульманских религиозных обществ, имаму общества №3 города Черкесска Иналю Хамзетовичу Хубиеву. Инфопортал ВААК подготовил очерк об интересном пути мусульманского лидера к своей вере, о главных событиях его жизни и деятельности.

Людмила Айсанова

Иналь Хубиев родился и живет в ауле Инжич-Чукун Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики. Его отец Хамзет Абдурахманович Хубиев, уроженец аула Кубина (Кубина Локт – прим. ред.), был известным и уважаемым в округе человеком.

Абхазские корни, нелегкая судьба семьи и пример деда

Иналь вспоминает, что, по рассказам деда, их предки перебрались из Абхазии. Они происходили из рода Ахуба или Хубуа.

«Осели в ауле Къарт Джурт, в Карачае, успешно занимались скотоводством, обустроили довольно крепкое хозяйство и даже одними из первых в селении построили для себя каменный дом, – рассказывает о своих корнях Иналь Хубиев. – Старшие предки неплохо говорили на карачаевском языке, при этом никогда не забывали свой родной язык».

Однако из карачаевского аула Къарт-Джурт предки Иналя Хамзетовича были вынуждены бежать из-за преследований по закону кровной мести. Так его дедушка – Абдурахман – еще младенцем оказался в абазинском Лоовском ауле Кубина. Обосноваться на новом месте семье помогло трудолюбие и поддержка соплеменников.

Спокойная жизнь продолжалась недолго: нагрянула коллективизация. В то тревожное время многие родственники и соседи Хубиевых были отправлены в ссылку. Самих же Хубиевых чудом спас факт биографии одного из братьев деда: воевал в Первой мировой войне, вернулся с фронта в ранге офицера Красной Армии. Всего же в этой большой семье, вместе с дедом Абдурахманом, было 12 детей.

Пример деда сыграл важную роль в жизни Иналя Хамзетовича.

«Дедушка Абдурахман был правоверным мусульманином, делал пятикратный намаз», - говорит Иналь. – Я как завороженный всегда следил за его действиями во время ритуала, пытался уловить в них тайный смысл. Именно дедушка впоследствии стал для меня ориентиром в выборе пути к исламу».

Отец – достойный сын своего отца и верный товарищ

Вереница испытаний для рода Хубиевых продолжалась. Началась Великая Отечественная война. Отец нашего героя, Хамзет, отправляется на фронт. С первых дней войны он показывает свои лучшие национальные качества: смелость и героизм. Хамзет активно участвует в освобождении Сталинграда, форсирует Днепр, проходит боевые действия по освобождению Польши и доходит до Берлина, где встречает своего соплеменника, абазина из аула Инжич-Чукун, Мухамада Биджева. Товарищи вместе отмечают легендарную Победу. Став близкими друзьями, они решаются еще на полгода остаться в комендатуре.

Вернувшись в декабре 1945 года в родительский дом, Хамзет узнает страшную новость: в 1943 году его отца с семьей отправили в ссылку в Южный Казахстан вместе с другими карачаевцами как «изменников родины». Закаленный войной, Хамзет не опускает рук и решает во что бы то ни стало восстановить справедливость и возвратить отца из места ссылки.

В этом ему активно помогает все тот же сослуживец Мухамад из Инжич-Чукуна. Хамзет переезжает жить к нему в аул, там женится, благоустраивает жилье, в семье рождаются дети. Все это время друзья не оставляют мысли о возвращении Абдурахмана, они готовят многочисленные обращения в Министерство обороны Советского Союза, прошения в различные инстанции с доказательствами абазинского происхождения родственников и их невиновности. В конце концов они добиваются своего: в 1957 году счастливая семья воссоединяется. Через три месяца выходит долгожданный, исторический Указ о реабилитации, и все ссыльные возвращаются в родные аулы.

Заботливый сын, Хамзет устраивает родителей в своем доме. Сам же с семьей уезжает на лесоповал, в станицу Сторожевую, - чтобы подзаработать и построить новый дом. По возвращении он приобретает домовладение, которое, кстати, принадлежало матери известного поэта Микаэля Чикатуева.

«Отец всегда был человеком слова и дела, умел дружить, к нему прислушивались многие авторитетные люди в округе», - говорит Иналь. – Соответствовать ему было достаточно сложно, тем не менее у нас - всех его детей от двух браков было желание достичь его высот, перенять все качества его сильного характера. Как следовало из ситуации того времени, отец был закоренелым коммунистом и атеистом».

Поиск дела жизни и воспоминания о матери

Из-за частых переездов вместе с семьей наш герой Иналь Хубиев учился в разных школах, не мог должным образом сосредоточиться и выбрать будущую профессию. Сначала он увлекся астрономией и физикой, попробовал поступить в Харьковский университет. Провалившись на экзаменах, Иналь остался было в Харькове и записался на подготовительные курсы к экзаменам на будущий год, но его призвали в армию.

Иналь успешно проходит срочную службу в Армении в пограничных войсках. Вернувшись домой, вскоре женится. Дальнейший выбор его профессии определялся уже вместе с супругой Зоей Хаджимуратовной Кенжевой. Уроженка аула Кубина, она работала бухгалтером-ревизором в торговых организациях. Иналь заочно поступает в популярное учебное заведение тех времен – Ставропольский кооперативный техникум – и начинает работать: торговым работником нескольких организаций, строителем.

Но, к сожалению для себя, он отмечает, что работа совершенно не приносит радости. На какое-то время Иналь уезжает на строительные работы в Казахстан – чтобы накопить средства для строительства собственного дома, как и его отец в свое время. Вернувшись, обзаводится домом для семьи, в котором по сей день проживает со своей матерью Зурьят Мурзабековной, в девичестве Гоновой.

«В отличие от отца, мать была смиренной и набожной. Несмотря на атеизм советской морали, имя Аллаха было у нее всегда на устах», – вспоминает Иналь. – Это вызывало у меня умиление и трепет».

В поисках смысла и справедливости

Спектр деятельности Иналя всегда был обширным.

Так, в начале 90-х его захватила работа в народном театре при Доме культуры аула Инжич-Чукун. Постановки были популярны не только в родном селении, но и за его пределами. Работа в театре предоставила Иналю колоссальный опыт общения с людьми и развила его ораторские способности.

В те же 90-е, после многих лет советского атеизма, люди пытались возрождать духовность, вспоминали национальные религиозные воззрения.

Односельчане стали активно интересоваться религией, собираться в мечетях. Житель соседнего аула Эльбурган Али Меремкулов стал одним из первых продвигать ислам в родной народ. Он открыл первые курсы чтецов Корана, которые стал посещать Иналь вместе с другими аульчанами. Именно Али, который был очень образованным и интересным человеком, стал его первым учителем и проводником на пути к мусульманской вере.

Приближаясь к сорокалетнему рубежу своей жизни, Иналь осознал, что вера в Аллаха и продвижение ислама в массы – главное в его жизни.

Особым образом на Иналя повлияла книга Вашингтона Ирвинга «Жизнь пророка Мухаммеда». Она перевернула его сознание, и с той минуты он принял твердое решение продвигать идеи ислама. Иналь постепенно отходит от светского образа жизни, целиком посвятив себя религии.

«Меня в детстве всегда отличало обостренное чувство справедливости, отчего сверстники мне присвоили кличку «закон» - вспоминает Иналь. – Именно справедливость, которую я искал и жаждал найти, являлась главенствующей в мусульманстве».

Религиозная деятельность и становление имама

В 1992 году Иналь Хубиев в составе делегации от Карачаево-Черкесской Республики принимает участие в работе съезда мусульман Северного Кавказа в Махачкале. К тому времени Иналь совершал пятикратный намаз (каноническая молитва мусульман, один из «пяти столпов» в исламе – прим. ред.), держал уразу (мусульманский пост – прим. ред.), посещал Исламский институт, который открылся в городе Черкесске.

Именно ректор института Исмаил-хаджи Бостанов, заместитель Муфтия духовного управления Карачаево-Черкесской Республики и Ставрополья, заметил Иналя на одном из мероприятий.

«В то время в ауле после наводнения дома сельчан серьезно пострадали, и мы делали все возможное для оказания помощи, а также организации мер государственной поддержки населению, - вспоминает Иналь. – Исмаил-хаджи тогда высоко оценил мою деятельность и пригласил меня помощником в свое образовательное учреждение».

Исламский институт был единственным религиозным образовательным учреждением в республике. В то время с институтом сотрудничали преподаватели из Египта, Турции, Средней Азии, и параллельно велась подготовка местных кадров, имамов в мечети. Исмаил-хаджи Бостанов предложил Иналю Хубиеву должность заместителя ректора по воспитательной работе.

«Всем, что я знаю и умею сейчас, я обязан Исмаил-хаджи Бостанову, который поверил в меня, вложил религиозные знания и умения», - говорит Иналь. – Я не думал, что пойду настолько далеко в служении, и именно он предрек мне должность имама в будущем».

К сожалению, в 2010 году Исмаил-хаджи Бостанов трагически погиб.

В 2004 году Иналь Хубиев совершает Хадж в Саудовскую Аравию (паломничество к священным для мусульман местам в Мекку и ее окрестности – прим. ред.). В 2006 – 2008 годах Иналь проходит обучение на различных семинарах в Москве и Санкт-Петербурге, совмещая учебу с воспитательной работой в исламском институте.

В 2011 году на съезде мусульман Карачаево-Черкесской Республики принято решение сформировать отдельный от Ставрополья муфтият (территориальная организация мусульман, возглавляемая муфтием – прим. ред.). Иналя Хубиева назначают помощником Муфтия духовного управления Исмаил-хаджи Бердиева. В 2012 году образуется институт кадиев и Иналь занимает должность Кадия (мусульманский судья-чиновник – прим. ред.) абазинских религиозных сообществ и имама общества №3 города Черкесска. В состав общества входит школа начального исламского образования, где на безвозмездной основе обучаются все желающие. Также организуются поминальные обряды.

О себе и своей деятельности Иналь предпочитает говорить немного. Он считает важной работу с молодежью, мероприятия по профилактике экстремистских, террористических и других асоциальных проявлений в обществе.

В рамках многих проектов и государственных программ Иналь Хубиев проводит беседы в учебных заведениях и выезжает для проповеди в населенные пункты.

«Сейчас, в достаточно сложное время, многие люди теряют ориентир в жизни, веру в добро и справедливость. Некоторые вступают в радикальные коалиции, преступают закон и наш долг помогать этим людям посредством учения ислама», - говорит Иналь. – Есть очень много примеров тому, что молодые люди переосмысливают свои ошибки, возвращаются к нормальному и здоровому образу жизни без алкоголя и наркотиков».

Как отметил Иналь Хубиев, сейчас во всех абазинских аулах есть свои мечети, на стадии ремонта и открытия мечеть в ауле Малоабазинск. Планируется построить мечеть в Черкесске для общества №3.

Продолжая путь отца и деда

Жизнь в семье Иналя протекает своим чередом. Дочь работает преподавателем, а сын продолжает путь отца, являясь членом религиозного общества. Благодаря своему дедушке три внучки и два внука совершают намаз. Особенно Иналь Хубиев гордится внучкой Дианой, которая учится в религиозной школе в Стамбуле.

«Пусть я поздно пришел к вере, но этот путь меня укрепил, дал уверенность в правильности выбора. Сила и воля Всевышнего безгранична. Я следовал за своим дедом, и мои внуки последуют за мной», – уверен Иналь Хубиев.