Историк Саида Возба собрала в одной книге 55 рассказов людей, переживших Отечественную войну народа Абхазии, когда они были детьми.

Саид Барганджия

В Абхазии вышла книга воспоминаний людей, переживших Отечественную войну народа Абхазии в детском возрасте. Этот сборник из 55 историй, рассказанных от лица бывших детей, выпустил Абхазский государственный университет. Автор книги – доцент кафедры истории и теории международных отношений АГУ, заведующая отдела источниковедения АбИГИ Саида Возба.

Через весь сборник, который так и называется – «Пятьдесят пять судеб», проходит главная мысль: история «складывается», в том числе, из увиденного и прочувствованного ребенком, детьми.

Саида Возба отмечает, что, когда она только начинала работу над книгой, она задавалась вопросом, считается ли опыт детей реальной историей. Затем, отложив все сомнения, осознала, что «надо работать над тем, что тебя действительно волнует».

«Эту книгу я посвящаю всем детям, пережившим войну. За прошедшие годы я услышала много жизненных историй детей. Они постоянно напоминают мне, как дети смотрят на мир», - говорит автор.

В книге иллюстрируется и обсуждается воздействие войны на детей и молодежь, рассказывается о том, как очень юные люди были вовлечены в войну, и как она их затронула.

«Мы нечасто задаемся вопросом, как война влияет на детей и подростков. Что-нибудь изменилось в роли детей в войне за последние сто лет? Что заставляет молодых людей, а порой, и детей, идти на войну, и что дети могут сделать для того, чтобы способствовать миру? Детей часто называют «будущим страны». Но какое будущее ждет страну, если большинство ее населения знало только войну? Что происходит с этими детьми и их будущим, когда они лишены условий и установок, которые являются главным обликом для их физического, психологического и умственного развития?» - эти вопросы задает автор в книге, пересказывая истории детей и пытаясь найти ответы.

При работе над книгой Саида Возба использовала метод «устной истории». Так и получилось 55 историй. По мнению автора, при таком способе сбора информации, в устных рассказах, раскрываются такие аспекты истории, которые «нельзя больше нигде обнаружить».

«Устная история есть живая история, которая позволяет прикоснуться к прошлому через истории простых людей. Она дает новые способы оценки прошлого, но при этом работает по своей методике, чем и отличается от других дисциплин. Главное ядро в устной истории — это «человек в истории», — рассказывает Саида Возба, у которой еще в студенческие годы появилась идея о подобной книге. 

«Я сама являюсь ребенком войны, понимаю боль, переживания детей войны, их эмоции и знаю точно: тот, кто ее пережил, никогда не захочет начать новую войну», - признается автор.

Она считает, что у каждого человека «есть своя память о пережитом». Каждый из ее героев делится в книге своим сокровенным, своей болью, воспоминаниями, которые так долго «были запрятаны».

«Герои моей книги – в прошлом дети, а сегодня взрослые люди. Для меня ценно, что многие впервые за столько лет, прошедших после войны, поделились своими воспоминаниями, ведь никто ранее их не спрашивал: «А что для тебя значила война? Что ты помнишь?» Это были откровенные беседы между детьми войны», – делится автор.

Одна из героев книги – заведующая лабораторией иммунологии и вирусологии, заместитель директора по научной работе НИИЭПиТ АНА Алиса Матуа. Она из тех, кто сегодня ведет ежедневную борьбу против новой коронавирусной инфекции. Будучи «ребенком войны», Алиса Матуа хорошо знает о принципах борьбы и выживания, и она – человек, который, несмотря на военное детство, добился в жизни больших успехов.

Она объясняет, что «дети войны» очень рано стали взрослыми: «Не хотелось это признавать, но по-другому не может быть у детей Абхазии. Не только у меня, скорее всего, у всех сознательных детей. У меня в памяти осталось безоблачное, сказочное детство, жизнь довоенная – и эта война. Хотя нас родители и старались ограждать, но, тем не менее, мы очень повзрослели. Я сужу по себе, по своим сестрам, насколько мы старались помочь, влились в хозяйское дело. У моего поколения детство было украдено».

Еще одна героиня, Татьяна Хишба, вспоминает, как из ее большой семьи в очень короткий срок почти никого не осталось: «...Моя семья поделилась на «до» и «после». Если бы не война, не ушли бы рано мои дедушка с бабушкой. У бабушки, папиной мамы, из-за того, что ее сын не вернулся, отказали ноги на нервной почве… Ей было 62, когда ее не стало, хотя она была сильной женщиной. Мы остались без них. Без отца, дедушек, бабушек. У нас была большая семья и вдруг всего этого не стало. Мы остались одни».

Это уже вторая книга Саиды Возба, первая, монография «Исторические и политические аспекты грузино-абхазского и североирландского конфликтов (XX – нач. XXI вв.): Общие черты и различия» вышла в 2018 году.

«Я и в дальнейшем собираюсь продолжать собирать воспоминания детей войны. Кроме того, параллельно собираю воспоминания детей репрессированных в страшные сталинские годы», – поделилась планами автор.

Книга «Пятьдесят пять судеб» вышла в типографии Абхазского государственного университета. Ее тираж крайне ограничен, однако, автор рассчитывает на то, что в ближайшем будущем появится возможность выпустить дополнительный тираж.