Публикуем вторую часть истории о масштабной игре «Иарбан? Иаба? Ианба?» («Что? Где? Когда?»), которую организовал и провел ВААК, и которая стала началом большого проекта.

Саид Барганджия

Интеллектуальная игра «Иарбан? Иаба? Ианба?», посвященная истории и этнографии народа абаза, состоялась. Ее провел и организовал Всемирный абхазо-абазинский конгресс.

Победителями стали игроки состава «Хьюстон». Всего же в игре приняли участие четыре команды интеллектуального творческого клуба «ДЮНА»: «Агенты Тео», «Хьюстон», «Когда Давид» и «Белые воротнички».

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИГРЫ "ИАРБАН? ИАБА? ИАНБА? СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

«Важно, чтобы был ответ»

По задумке организаторов игры, носившей просветительский характер, особая роль отводилась познавательным аннотациям к правильным ответам, которые должен был зачитывать ведущий.

Автор идеи, руководитель Женских советов ВААК Гета Ардзинба, рассказала в этой связи о том, что у организаторов перед игрой было определенное опасение: команды могут просто не знать правильных ответов.

«Так как нам было важно рассказать как можно больше важной информации о культуре народа абаза, мы к каждому вопросу подготовили справочную информацию. В качестве экспертов в этот процесс были вовлечены известные абхазские ученые Вячеслав Чирикба, Марина Барциц, Руслан Гожба, а также известные в Абхазии хранители традиций художник Батал Джапуа и мастер кузнечного дела Тимур Дзидзария», - пояснила Ардзинба.

Однако, отмечает она, опасения оказались напрасными, и команды сумели отыграть все раунды с интересными и правильными ответами. Таким образом одна из главных миссий «Иарбан? Иаба? Ианба?» – просветительская – завершилась успехом.

«Для нас было очень важно, чтобы был ответ, и обязательно прозвучала бы аннотация к ответу. Рады тому, что команды активно были вовлечены в процесс обсуждения, организаторам было понятно, что команды хорошо подготовлены», - поделилась Ардзинба.

Игра закончилась, проект – начался

Несмотря на то, что у игроков уже имелся большой опыт участия в интеллектуальных играх, тематика вопросов «Иарбан? Иаба? Ианба?» была совершенно новой для них, но за полгода до самой игры командам была дана база необходимой литературы, изучение которой, в том числе, и помогло им выступить на хорошем уровне.

Гета Ардзинба отметила, что у «Иарбан? Иаба? Ианба?» будет продолжение.

«Есть планы и на будущее, надеемся, что они станут реальностью. Формат будет прежним, но команды будут меняться. Есть задумки. Например, мы бы хотели, чтобы в этом проекте приняли участие команды представителей абхазо-абазинской диаспоры из разных стран. Закончилась первая игра, но начался целый проект», - сказала Ардзинба.

Делясь своими впечатлениями об игре, директор интеллектуального творческого клуба «ДЮНА» Ася Саносян напомнила, что борьба за первенство была «очень жесткая»: команды шли буквально «нос к носу».

«Накал страстей сохранялся до последних минут, – сказала она. – Я очень рада за команду победителей и остальные команды, которые приняли участие в игре. Она несколько отличалась от того, к чему привыкли наши ребята. Я надеюсь, зрителям будет интересно не только следить за командами, но и участвовать в игре. Спасибо Конгрессу за такой проект».

Уровень подготовки и проведения игры высоко оценила генеральный директор Абхазской государственной телерадиокомпании Ирина Агрба. Абхазское телевидение выступило в качестве главного информационного партнера проекта.

«Мы едины, мы вместе. Абхазо-абазинская молодежь продвигает свою общую историю, традиционные ценности. Мы не растворимся в океане глобализации, мы сохранимся» – я так понимаю главные посылы проекта. Я его приняла сразу, и мои коллеги тоже восприняли идею хорошо. Скажу честно: Конгресс опередил нас, мы сами хотели бы еще раньше иметь такой проект, но не успели приступить к проработке формата такой передачи. Спасибо Конгрессу за, что нам удалось это сделать вместе», - поблагодарила Агрба.

Она назвала проект «познавательным и молодежным», что, по ее мнению, позволит расширить зрительскую аудиторию канала. Глава телерадиокомпании также отметила, что работа в таком направлении «усиливает интерес и любовь молодежи к своей истории, к своим традициям».

Большую благодарность Всемирному абхазо-абазинскому конгрессу выразила ведущая проекта, журналист Абхазского телевидения Аманда Пония.

«Хочу сказать огромное спасибо за возможность вести этот проект, потому что для меня это отличный опыт. Я никогда не вела такие передачи. Читала вопросы и переживала, смогут ли участники ответить на них, такими они казались сложными, но мои переживания были напрасны», - поделилась ведущая.

Сложные, но интересные. О вопросах

Один из раундов, четвертый, предполагал видеовопросы, которые присылали представители абхазо-абазинской диаспоры из Турции, Иордании, России, Сирии, Египта.

Первый видео вопрос прислал из Санкт-Петербурга председатель Всемирного абхазо-абазинского конгресса, государственный и общественный деятель, вице-спикер парламента Карачаево-Черкесии Мусса Экзеков.

Вопрос прозвучал на абазинском языке. Экзеков зачитал строки стихотворения известного абазинского поэта Керима Мхце «Осень», главная тема которого – Родина.

Еще один из вопросов четвертого раунда прислала супруга генерала Уалида Маршан Джансетт Казанба из Сирийской Арабской Республики. Казанба занимается широкой общественной деятельностью, руководит фондом памяти погибших в военных действиях в Сирии. Ее вопрос был посвящен свадебному обряду черкесов, речь шла об обычае приглашать на свадьбу друзей жениха и невесты, который пришел на Кавказ из Древнего Рима.

За время игры были разыграны многие вопросы об истории народа абаза, вопросы по сказаниям и легендам, вопросы, посвященные спорту, быту абхазов и абазин, вопросы о национальном фольклоре, о народных музыкальных инструментах...

Например, в одном из раундов в студию внесли черный ящик, в котором оказался народный музыкальный инструмент апхьарца (в буквальном переводе с абхазского значит «то, что побуждает идти вперед» - прим. ред.). По такому же принципу в черном ящике как ответ на один из вопросов выносили и акамчы (в переводе с абхазского плеть - прим. ред.).

Некоторые вопросы о музыке были собственно «музыкальными». В студии играла мелодия, и командам нужно было угадать, на каком национальном инструменте она сыграна.

Сюрпризы – не только из «черных ящиков»

Заключительный шестой раунд игры был построен на вопросах об этнографии, о старинных обычаях и традициях абазин и абхазов, а в финале прозвучал самый «вкусный» вопрос игры.

Он был посвящен традиционному сладкому угощению абазин ахалилуа-хылпа (блюдо, изготавливаемое из халвы, имеющее конусообразную форму, как шапка, которую по достижению совершеннолетия девушке надевали на голову, оттуда и слово хылпа – «шапка» в переводе с абазинского - прим. ред.). Его в старину в Абазашта преподносили особым гостям на свадьбе, а сегодня используют во время проведения обряда первого шага ребенка. Халилуа-хылпа готовят и в Абхазии, где сладость используется как поминальный атрибут и называется, конечно, уже по-абхазски. Как раз абхазское название абазинского аналога этого общего для абхазо-абазинского народа блюда и было предложено назвать игрокам. Но никто не ожидал, что «правильный ответ» тут же появится в студии!

Девушка в традиционном абазинском костюме (костюм был предоставлен Дианой Ионовой, руководителем проекта «Этнический театр мод «Апсны» - прим. ред.) внесла в зал тот самый особенный атрибут абазинских свадеб халилуа-хылпа – сладкое блюдо, которое в Абхазии принято называть ахалуа.

Самое удивительное, что сладость оказалась все же абазинского происхождения и прибыла в Абхазию из Абазашты! Халилуа-хылпа специально для игры «Иарбан? Иаба? Ианба?» приготовила координатор Женских советов абазинских населенных пунктов при АНО «Алашара» Нателла Джамакулова.

Позже Нателла призналась, что за приготовление для проекта традиционной абазинской сладости взялась с большим удовольствием.

«Абазины и абхазы - единый народ. Несмотря на это, культура абазин во многом уникальна и самобытна. В Абхазии, к сожалению, мало знакомы с абазинской кухней. Когда нас попросили подготовить традиционную абазинскую халву, мы с радостью согласились. Подобные мероприятия помогают нам лучше узнать друг друга, познакомиться с уникальными особенностями нашей общей богатой культуры и самобытности. Мы очень рады стать частью этого мероприятия», - сказала координатор.

Время теплых слов

Несколько часов игры стали не только временем напряженной игры и нешуточного соперничества, но и вечером теплых слов, поздравлений. Исполнительный секретарь Всемирного абхазо-абазинского конгресса Инар Гицба пожелал «дальнейших побед» участникам, а автор проекта Гета Ардзинба выразила благодарность за «истинное партнерство» руководству и коллективу Абхазской государственной телерадиокомпании. Она отметила успех первой игры проекта «Иарбан? Иаба? Ианба?»

«Сегодня состоялась первая игра очень важного проекта в рамках деятельности Всемирного абхазо-абазинского конгресса. В первую очередь, я поздравляю нашу команду, ВААК, с успешным стартом и запуском этнографического интеллектуального проекта. Отдельное спасибо нашему руководителю, нашему «локомотиву», Председателю Высшего совета Всемирного абхазо-абазинского конгресса Муссе Экзекову за доверие, за уверенность в результате и успехе наших начинаний», - сказала Ардзинба.

Она также выразила надежду на то, что проект полюбится и телезрителям.

Всем командам вручили дипломы участников интеллектуальной игры «Иарбан? Иаба? Ианба?», а команде-победителю – главный приз – переходящий кубок, созданный специально для проекта молодым дизайнером Ариной Чкадуа. Еще одним призом победителя стал сертификат на участие в международном первенстве в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», который должен пройти в России.

Микрофон – победителям

Капитан команды «Хьюстон» Саид Тыркба, уставший, но радостный, рассказал от лица всей команды, что ребята получили от игры исключительно положительные эмоции.

«Всем спасибо за проделанную работу. У нас была очень напряженная борьба. До самого конца мы никак не могли вырваться в лидеры, но в конце получилось очень хорошая серия из правильных ответов, мы смогли собраться и одержать победу», - сказал он.

Больше всего игрокам команды запомнился вопрос «о созвездии». Это был последний вопрос пятого раунда. Вопрос звучал так: «В абхазской космогонии самую яркую звезду этого созвездия называют Ашәуа ииаҵәа - Звездой абазина. Этимология названия берет начало в одной из абхазских легенд. Назовите созвездие и его главную звезду».

Единственной командой, которая дала верный ответ, и была «Хьюстон». Это созвездие Большого пса и звезда Сириус (согласно легенде, абазин, возвращавшийся домой через перевал из Абхазии, принял полночную звезду Сириус из созвездия Большого пса за Утреннюю звезду (Шарпны) и, потеряв ее среди других звезд в ожидании рассвета, сорвался с обрыва и погиб. В честь путника и была названа эта полночная звезда – прим. ред.)

«Этот вопрос нас воодушевил, вдохновил, и после этого мы ответили правильно на все пять вопросов шестого раунда», - поделился капитан команды «Хьюстон».

ВААК говорит спасибо

Такой масштабный проект как «Иарбан? Иаба? Ианба» не мог бы состояться без поддержки друзей, которых у Всемирного абхазо-абазинского конгресса, к счастью, много. Конгресс выражает благодарность: Абхазскому государственному музею – за предоставленный этнографический материал, Сухумскому государственному училищу – за предоставленные музыкальные инструменты, сотовой компании «Аквафон» – за возможность размещения баннеров «Иарбан? Иаба? Ианба?» в столице.

Конгресс выражает особую благодарность социально-историческому паблику этноса абаза Abaza history в лице его администратора Марьяны Кармовой – за составление вопросов 6 раунда, Раулю Кобахия, администратору исторического паблика на базе электронного архива абхазских этнографических фото-материалов, художественному руководителю Государственного оркестра народных инструментов имени Отара Хунцария Денису Арухаа – за предоставленные музыкальные инструменты, бизнесмену Ирине Заркуа – за предоставленное оборудование для проведения игры, руководителю Обособленного подразделения АНО «Алашара» в Черкесске Мурату Мукову – за консультации по этнографической информации об абазинах и за предоставленные старинные фотоматериалы, Нателле Джамакуловой, руководителю Женских советов АНО «Алашара» – за халилуа-хылпа из Карачаево-Черкесской Республики, Диане Ионовой, руководителю проекта «Этнический театр моды Апсны» – за участие в игре модели Анастасии Жиба и за предоставленный национальный костюм, Тимуру Аргун, руководителю детской хореографической студии «Уарада», и Шамилю Агумава, солисту детской хореографической студии «Уарада», который ассистировал ведущим на протяжении всех семи часов съемки, Баталу Джапуа, Владимиру Воуба, Хамиду Савкуеву и многих другим мастерам за возможность использовать их авторские работы.

Команда ВААК также благодарит Елену Кобахия, Эдема Когония, Саиду Бобуа, Беллу Аджиеву и Беслана Килба – каждый из них оказался неравнодушным к задачам Конгресса и привнес в проект ту помощь, без которой он был бы не столь ярким и запоминающимся.

Особую благодарность Конгресс выражает Эсме Квициния - режиссеру монтажа видеоверсии проекта. Эсма прониклась идеей «Иарбан? Иаба? Ианба?» и посвятила много личного времени созданию видеоверсии, подбору видео- и фотоматериалов, подбору музыкального оформления, что, безусловно, сыграло важную роль в подаче проекта. Монтаж занял два с лишним месяца кропотливого труда Эсмы Квициния.

Конгресс также благодарит всех, кто прислал видео вопросы: Джансет Казанба (Сирия) Ахмета Хапат (Турция), Инала Гечба (Иордания) и Джехад Абаза (Египет).

Постскриптум

«Иарбан? Иаба? Ианба?» – это не просто новый захватывающий проект, не просто месяцы кропотливой, но интересной подготовки для всех – как участников, так и организаторов. Это еще и целый спектр удивительных эмоций: это и волнение, и радость, и... гордость! «Иарбан? Иаба? Ианба?» – это про нас, про абхазов и абазин, про нашу историю, культуру, про нашу жизнь. «Иарбан? Иаба? Ианба?» – уникальный проект, который у каждого есть возможность смотреть на канале Абхазского государственного телевидения или на сайте Всемирного абхазо-абазинского конгресса.