Иуа Когония прожил совсем короткую жизнь, умер молодым, но его звезда была одной из самых ярких в созвездии абхазских поэтов. В 115-летие народного поэта инфопортал ВААК подготовил очерк о нем.

Арифа Капба

Абхазский поэт Иуа Абасович Когония родился 13 марта 1904 года в селе Кутол, которое тогда входило в состав так называемого Кодорского уезда, в семье крестьян. Его отец Абас был знаменитым на всю Абхазию наездником. Он даже упомянут в романе «Камачич» Дмитрия Гулиа, где один из героев поздравляет соседа с рождением сына и восклицает: «Да будет он таким же бесстрашным героем, как Инапха Кягуа, и таким же непревзойденным наездником, как Абас Когония».

Из народа

С самого детства Иуа Когония интересовался народными сказаниями, ему нравился народный фольклор – стихи, частушки и пословицы, которые создавались простыми людьми и передавались в устных сказаниях из поколения в поколение. В доме, где рос будущий поэт, часто бывал известный народный сказитель Чагу Чацба. Именно фольклор стал для Иуа Когония той почвой, на которой впоследствии была основана вся его поэзия.

«Рассказы и притчи бывалых и мудрых людей уводили маленького Иуа в чудесный мир сказаний и легенд, отражавших героические события народной жизни», — пишет в книге об Иуа Когониа народный поэт Абхазии Мушни Ласурия.

В Сухуме

Окончив Кутольскую среднюю школу, шестнадцатилетний Иуа приехал в Сухум, где начал учиться в Учительской семинарии. Абхазский язык ему преподавал сам патриарх абхазской литературы Дмитрий Гулиа. Существует мнение, что стихи Иуа начал писать именно здесь, учась в семинарии.

Когония стал активным участником литературного кружка семинарии «Утренняя звезда», он также принимал участие в создании рукописного журнала этого кружка, а позже возглавил его. В рукописном журнале кружка произведения Иуа Когония появляются наряду с теми, что пишут другие, начинающие в то время, абхазские поэты и писатели. Среди них сам Дмитрий Гулиа, а также, например, Дзадз Дарсалиа и Иван Папаскир. Позже Иуа создал и возглавил издание другого рукописного журнала — «Голос молодежи».

Иуа Когония считается и одним из первых абхазских журналистов. Его первая статья под названием «Насколько полезно образование» была напечатана в восьмом выпуске газеты «Апсны» в 1920 году. В том же издании появилось и первое его стихотворение — «Вор».

Студенческие годы в Москве

В 1925 году Иуа Когония поступает в Московский институт журналистики. В большом городе небогатый абхазский юноша живет в довольно стесненных условиях.

В одном из писем к родным Когония пишет: «Сегодня уже четвертый день, как я нахожусь без средств к существованию. Но не беда. Сердце мое не дрогнет и в таких случаях. Вы не волнуйтесь за меня. Я как-нибудь смогу добыть себе кусок хлеба, не затрудняя вас. Завтра со своими друзьями-студентами я пойду на заработки».

Учась в институте, Иуа Когония продолжал работать журналистом, писал различные заметки, по большей части, на культурные темы, присылал их в редакцию в Сухум.

Положение Иуа Когония в Москве особенно ухудшилось, когда в Абхазии скончался его отец Абас Когония, и семья поэта осталась фактически без главного кормильца. Поэт жил в большом городе в бедноте, терпел голод и холод. Часто Иуа Когония был вынужден пропускать занятия в институте из-за того, что ему было нечего носить в холодную пору: подходящей верхней одежды у него не было.

«Физически слабый и хрупкий Когония не устоял против суровой зимы, сырой, пронизывающей осени, — пишет Ласурия. — Привыкший к вольному и чистому воздуху, он заболевает перед самым окончанием института в 1928 году. У него находят туберкулез легких».

Прощание с национальным поэтом

Окончить институт Иуа так не удалось: врачи оказались бессильны перед его недугом. Тяжелобольного, его везут на родину, где он умирает 14 июля 1928 года. Ему было всего 24 года. Проводить молодого поэта в последний путь собралось множество людей, пишет Ласурия.

А поэт Баграт Шинкуба писал о его уходе так: «Много раз мне приходилось видеть, как абхазы причитали около оседланного коня или же над личными вещами или доспехами умершего. Но никогда, ни до этого, ни после не видел я слез и рыданий над книгой».

Той единственной книгой, которая увидела свет еще при жизни поэта, стали «Поэмы. Старинные рассказы». Она была издана в 1925 году в Сухуме. Эта книга переиздавалась в семидесятых годах, также в Сухуме, и была выпущена в переводе на русский язык в Москве. Сразу же после своего появления она сделала своего автора, молодого Иуа Когония, национальным поэтом, которого обожали и учили наизусть простые люди. В день его похорон они прощались с национальным героем.

Создатель абхазской поэмы

«В лирике поэта сильно субъективное начало, — пишет ученый Вячеслав Бигуаа, — в ней значительное место занимает лирическое «я» автора, его переживания, взгляды на современную ему жизнь».

Литературоведы считают именно Когониа создателем поэмы в абхазской литературе. Поэмы Когониа написаны на основе народных преданий, сказаний, рассказов. Их темы вечны и представляют собой общечеловеческие ценности, среди которых – любовь, дружба, верность и предательство. Почти каждый школьник в Абхазии без труда узнает строчки из хрестоматийной поэмы Когониа «Навей и Мзауч». Вот отрывок этой поэмы в переводе с абхазского Константина Липскерова:

А зной — горяч, а путь — далек,
трудна в горах дорога.
Навей в тени сосны прилег,
Чтоб отдохнуть немного.
Заснул он мирно, как дитя,
Заснул без сновиденья,
А в сучьях сосен, шелестя,
Дул ветер — провиденье.
Мзауч, намеренье свое
Спеша свершить скорее,
Навел коварное ружье
На спящего Навея.

Среди других блестящих поэм, принадлежащих перу Когония – «Абатаа Беслан» и «Хмыч-охотник». Народный поэт Абхазии Баграт Шинкуба считал Иуа Когония одним из самых признанных в народной среде поэтов.

«Никто в нашей литературе, — пишет Шинкуба, — если не считать самого основоположника [литературы] Дмитрия Иосифовича Гулиа, не получал в народе такого признания, как Иуа Когония. Всенародная слава пришла к нему сразу после первой книги, объединившей эпические произведения поэта… Успех поэм Когония, конечно, прежде всего, объяснялся высокой талантливостью и мастерством их создателя, поэмы и поныне остаются непревзойденными образцами национального эпического творчества».

Творческое наследие Иуа Когония невелико – это в общей сложности восемь поэм и несколько десятков стихотворений. Предполагается, что существенная часть того, что было написано когда-либо поэтом, бесследно исчезла. Такой вывод можно сделать из того факта, что в первой книге Когония была информация о том, что готовится к изданию вторая книга поэта. Среди потерянного наследия Когония – все, что он писал, будучи студентом в Москве.

Иуа Когония много писал о смерти, и именно о смерти молодых людей, не достигших своей зрелости. К огромному сожалению, его строки оказались пророческими и для него самого:

Время, время, ты куда несешься бешено —
Так и падают секунды, часто-часто,
Поторапливаешь конного и пешего,
У меня крадешь минуты ежечасно.
Ты бежишь себе неведомыми тропками,
Оставляя нам зарубки и пометки.
Придержи, прошу, часы твои торопкие,
Сделай милость превеликую – помедли!
 

(Перевод Юрия Левитанского)