Предлагаем вашему вниманию очерк о жизни и творческой деятельности скульптора и художника Амирана Адлейба, подготовленный Информационным отделом ВААК. 

Шазина Бганба

Каждое утро уже немолодой мужчина одолевает свой путь от Дагестанской улицы до любимой мастерской на улице Аидгылара. Скромный завсегдатай культурных мероприятий старается не пропускать творческие встречи и выставки столицы. Ценит дружбу, многогранную жизнь, но уже давно не вдохновляется морем и совсем не пьет кофе.  Его добрые глаза, скромный внешний вид, походка – все говорит о, возможно, несовершенном, но однозначно глубоком и собственном мире – мире Амирана Адлейба.

«Ничего не может быть сильнее веры... Вера в то, что ты создаешь что-то связанное с искусством и знание того, что оно сохранится на века – вот уже 67 лет вдохновляют меня творить», – Амиран Адлейба.

Амиран Адлейба – Народный художник Абхазии, кавалер высшей государственной награды "Ахьдз-Апша" III степени, лауреат Государственной премии им. Д. И. Гулиа, член Союза художников Абхазии, член Союза художников России, директор Сухумского художественного училища имени Александра Чачба-Шервашидзе. Автор работ, которые стали неотъемлемой частью абхазской культуры: "Кинжал", установленный в Парке Славы, памятник Александру Чачба-Шервашидзе, и многое другое из художественно-архитектурной среды абхазской столицы и не только столицы.

Детство и юность 

Родился будущий скульптор 5 августа 1952 года в селе Члоу Очамчырского района Абхазской АССР. По достижении школьного возраста Амиран не сразу пошел в первый класс. Пришлось дожидаться шестилетия младшего брата. Школа находилась вдалеке от дома, и занятые бытовыми делами родители решили отправить двух братьев в первый класс вместе. Однако это никак не повлияло на успеваемость. Будучи по возрасту старше своих одноклассников, Амиран не только легко наверстал упущенное в учебе, но и делился своими знаниями, в частности, лепкой из глины. 

А начиналось все так: наблюдая за тем, как мать своими руками выкладывала пол из глины и песка, четырехлетний Амиран впервые задумался о том, что может слепить сестрам глиняные игрушки. Так появились первые фигуры.   

В 1971 году Амиран с отличием окончил Члоускую среднюю школу. О выборе будущей профессии и не задумывался, все было предрешено еще в четырехлетнем возрасте. С 1971 по 1974 годы обучался в Сухумском художественном училище.  За четыре года он с отличием освоил знания по лепке, рисованию и изобразительному искусству. Молодой скульптор представил дипломную работу «Скрипач», выполненную в глине.  

В 1974 году он поступил в Сухумский государственный педагогический институт им. А. М. Горького (ныне Абхазский государственный университет). В 1978-1979 годы служил в рядах Советской Армии. Находясь на службе, он пробует свои силы в станковой графике (прим. ред. – графическое искусство, создаваемое на специальном станке – мольберте). С 1979 по 1983 годы Амиран учился на отделении скульптуры в Тбилисской государственной академии художеств, а по её окончании, с 1984 по 1987 годы работал учителем рисования в Члоуской средней школе. 

Сам Амиран о своем призвании рассказывает так:

«Говорят, что Бог взял в руки глину, сжал ее, дунул и вдохнул в нее жизнь - так появился человек. Вот что означает для меня скульптура. Скульптор не может оживить свою работу, но он должен сохранить на века лучшее, что видит вокруг себя», - поделился он.

В 1986 году Амиран Адлейба был принят в Союз художников Абхазии. С 1987 года он начал работать преподавателем рисования и лепки в Сухумском художественном училище им. А. К. Чачба. А через год становится членом Союза художников СССР. 

С 1989 года Амиран начинает работать в Абхазском государственном университете на факультете изобразительного искусства. Осознавая постепенно накалявшуюся обстановку в республике, Амиран, как и многие его сверстники, вступил в ряды Народного форума «Аидгылара». Но пока еще мирная жизнь в стране сулила надежду на светлое будущее. В мае 1992 года Амиран Адлейба создает семью. Переезжает жить в Сухум и начинает строительство собственной мастерской.  

«Нежелание считаться с мнением коренных жителей привело к войне …»

Но уже 14 августа жизнь Амирана Адлейба, как и всех жителей страны души – разделилась на до и после. Переломным моментом стала война, к которой никто не был готов. О вероломном вторжении войск Госсовета Грузии Амиран узнал в своей мастерской в Сухуме. И сразу со своими товарищами отправился на Красный мост. (прим. ред. Место в Сухуме, где произошли первые столкновения с врагом). С того дня он становится военным корреспондентом. Расположившись в Нижней Эшере вместе с другом Рамином Каджая, они начинают вести хронику войны, записывая буквально каждое событие, очевидцами которого становились. Все сведения затем передавались в военный штаб города Гудаута. Этот дневник сохранился по сей день.  

Кроме того, Амиран и его боевые товарищи помогали эвакуировать женщин, детей и стариков, которые оставались в столице. Благодаря их усилиям удалось вывести около сорока человек из осажденного Сухума в Гудауту. 

На вопрос, какой эпизод из войны запомнился больше всего, художник отвечает:

«Я не могу забыть один эпизод, я тогда находился в своем родном селе: скрываясь в гуще деревьев, мы вместе с односельчанами шли осматривать окрестности. И в этот момент начали бомбить село. Осколок от снаряда попал в моего друга детства, стоявшего рядом, и он погиб. Эта страшная картина горящего родного села очень часто встает перед глазами, – вспоминает он. – Безусловно, нежелание считаться с мнением коренных жителей привело к войне. Никто не ожидал этого, и для всех война стала испытанием. Многие ребята не растерялись в этих условиях, они подняли оружие. Война ставит каждого человека на свое место, показывает его истинное лицо. Конечно же, потеря наших ребят – это самая невосполнимая утрата для всего нашего народа», - с грустью делится мыслями Адлейба.

«Кинжал мира»

После окончания Отечественной войны народа Абхазии, Кабинет Министров республики объявил конкурс на создание памятника погибшим воинам. Обдумывая идею скульптуры и понимая ее значение, Амиран Адлейба нашел вдохновение в Нартском эпосе (прим. ред. Нартский эпос - древнейший памятник фольклора, который представлен у абхазо-адыгских народов абхазов, абазинов, убыхов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов и осетин). По одному из сказаний, Нарт Сасрыква нашел стрелу, из которой кузнец Айнар-жи выковал необычный меч из железа, рожденного молнией. В одном из интервью информационному агентству «SPUTNIK Апсны» автор рассказывает о композиции памятника так:

«Порой мне кажется, что наши, абхазские герои обладали такими же молниеносными возможностями, как меч Нарта Сасрыквы. И я не случайно выбрал такую скаловидную трактовку формы, которая напоминает часть металлического обломка в виде стрелы молнии. Композиция представляет собой три части: верхняя – крыло – символ порыва к свободе, возвышения духа над материей, средняя – грудь воина, защитника Отечества с огромной незаживающей раной, символизирующая память народа о тяжелой истории и бесчисленных жертвах, и нижняя – острие кинжала, вонзенное в землю – символ окончания войны», – рассказывает скульптор.

«Из всех моих работ большое значение для меня имеет именно эта скульптура. Я создавал ее искренне, старательно обдумывая форму и содержание. И сегодня с уверенностью могу сказать, что моя совесть чиста!»– делится он. 

«Если не кисть - то перо»

Писать стихи Амиран Адлейба начал в младших классах. Собрав свои первые произведения, он впервые приезжает в Сухум. Тогда его и других школьников принимал поэт Чичико Джонуа, который стал наставником для молодых поэтов. На вопрос «если не профессия скульптора, то что?», Амиран Адлейба, задумавшись, ответил:

- Наверное, я стал бы поэтом. 

Он и сегодня находит время выразить себя через поэтические аккорды, готовит издание второго сборника стихотворений «Сымҩа сықәуп ԥсгарада». Любовь к родине, родному языку, истории и культуре, народному эпосу – основа всей его творческой деятельности.

Аҧсуара ҭагәҭасыр алшон,

Аламыс дац-ҧашәымзар.

Уаӷеимшхара имҩасыр алшон,

Иныҟәызго дацымзар. 

Огромный внутренний мир Амирана - это его творения: написанные строки, нарисованные эскизы, скульптуры.  И, как любой талантливый человек, может быть не всегда понятен, но всегда доступен. Каждый день с утра и до поздней ночи он проживает этот мир в любимой мастерской по улице Аидгылара, переполненной гостями, учениками и заказчиками, доверяющими ваяние своих ликов – рукам творящего Амирана.