ВААК организовал и провел интеллектуальную игру «Иарбан? Иаба? Ианба?» («Что? Где? Когда?»), посвященную истории и этнографии народа абаза.

Саид Барганджия

Семь месяцев подготовки, 20 игроков, шесть раундов, 25 вопросов, 40 страниц аннотаций к ответам, пять видеовопросов из пяти стран, 14 атрибутов для «черного ящика», пять этнографов-консультантов, два специально привезенных в Абхазию атрибута для построения вопросов, двое ведущих – все это об одном игровом дне. Зато каком! Всем участникам и гостям этого масштабного события он запомнится надолго. В Сухуме прошла интеллектуальная игра Иарбан? Иаба? Ианба? (в переводе с абхазского – Что? Где? Когда – прим. ред.), которую организовал и провел Всемирный абхазо-абазинский конгресс.

Увлечь игрой – и культурой абаза

По задумке создателей проекта он призван популяризировать знания о абхазо-абазинской национальной культуре, способствовать тому, чтобы мир узнал больше о народе абаза.

Реализуя эту задумку, Всемирный абхазо-абазинский конгресс совместно с интеллектуальным клубом «Дюна» разработал совершенно новый формат интеллектуальной игры – со своей логикой построения тематических раундов, особенностями развития динамики игры и даже с элементами шоу. Все эти находки служат главной цели – увлечь как можно больше людей не только захватывающей игрой, но и историей, фольклорным наследием, обычаями и традициями народа абаза.

Съемки прошли в студии Абхазской государственной телерадиокомпании. Динамичная видеоверсия игры, получившаяся в итоге, позволит охватить максимально большую аудиторию, в том числе – а скорее, в первую очередь – за пределами Абхазии.

«Сердце забилось чаще»

Второго июля в студии АГТРК с приближением назначенного часа становилось все многолюднее. Свои места за игровыми столами занимали участники команд. Перед началом игры на площадке проекта оживленно: бурно обсуждая свои задачи с режиссером, перемещаются на «стратегические высоты» операторы с массивными камерами, организаторы завершают финальную подготовку; заняты, каждый своей частью общего дела, технический персонал студии АТ, ведущие шоу, помощник по реквизиту, редакторы и сотрудники Конгресса… Последние ремарки и согласования – за членами команды ВААК.

Съемочная площадка оформлена авторской декорацией. Фирменный стиль проекта, эскизы к дизайну студийного пространства и даже сам переходящий приз проекта специально для «Иарбан? Иаба? Ианба?» разработала молодой дизайнер Арина Чкадуа.

Телевизионную версию игры режиссирует Даут Логуа – молодой, но уже очень опытный режиссер: за его плечами – опыт сьемки многих интерактивных проектов. Даут настроен работать долго и напряженно: впереди приблизительно восемь часов сьемки, плюс церемония награждения. И это – лишь в том случае, если команды обойдутся без «перестрелки». За этим термином кроется ситуация, когда две или несколько команд выходят к финалу с равным счетом. Тогда придется ввести серию дополнительных вопросов, которые и определят команду-победителя игры.

Ну а сейчас все готово к старту, Даут дает команду в микрофон: «Десятиминутная готовность!» В эту секунду один из игроков, в шутку или всерьез, признается: «сердце забилось чаще от волнения».

Вначале была идея

Наблюдая за всеми этими «профессиональными хлопотами», невольно думаешь: как много разных тонкостей, серьезнейшей работы и опыта остается за кулисами для тех, кто будет смотреть игру по телевизору и в видеозаписи. Почти то же самое можно сказать и о самом событии: видя яркое воплощение отличной идеи, с трудом веришь в то, что когда-то ничего этого не было – пока кто-то это не придумал и не реализовал.

Идея интеллектуальной игры «Иарбан? Иаба? Ианба?» возникла у руководителя Женских советов Геты Ардзинба еще год назад. Она настолько понравилась команде Конгресса, что для ее обсуждения специально собирался Высший совет ВААК, но воплотить ее в жизнь получилось не сразу.

Тем не менее, Гета продолжала разрабатывать проект, и со временем у него появились конкретные очертания. А что касается цели, то она с самого начала была неизменной: нужно в динамичном, ярком и популярном формате рассказать как можно больше фактов из истории, этнографии, культуры абхазов и абазин, сделать масштабный проект, который был бы интересен представителям всех национальностей, проживающих в Абхазии, вызвать отклик у аудитории за пределами Республики. В Конгрессе хорошо понимают, как важно искать и находить новые каналы коммуникации с прогрессивной молодежью, знакомить ее с национальной историей и популяризировать идею единства народа абаза.

Столь масштабному проекту нужны были партнеры, люди «с огнем в глазах», разделяющие главные идеи ВААК.

Таких людей долго искать не пришлось.

В Абхазии действует интеллектуальный творческий клуб «Дюна». Усилиями его членов набрали обороты чемпионаты Абхазии по интеллектуальным играм: «Что? Где? Когда?», «Брейнринг», «Своя игра». Именно клуб «Дюна» и стал главным партнером ВААК в организации «Иарбан? Иаба? Ианба?». Команды клуба выступили игроками интеллектуальной игры Конгресса.

Сложное и простое

Рассказывая о подготовке длиной в несколько месяцев (всего более семи), автор идеи, руководитель Женских советов ВААК, вспоминает, что на начальном этапе перед Конгрессом встал вопрос, на каком языке проводить игру.

«Мы долго думали. Часть членов Высшего совета активно утверждали, что игру необходимо проводить исключительно на абхазском языке. Но, учитывая цели и задачи «Иарбан? Иаба? Ианба?», мы понимали, что допустимо проведение игры на русском языке, так как сверхзадача – рассказать о традиционной культуре абхазов и абазин всем жителям Республики, независимо от их национальной принадлежности, и, главное, транслировать весь массив проекта в мир. Плюс – к игре были привлечены уже опытные игроки клуба «Дюна», принимающие участие в турнирах далеко не первый год, умеющие генерировать идею правильного ответа здесь и сейчас, в течение одной минуты. Эти команды состоят не только из этнических абхазов, в проекте принимают участие и русские, и армяне», - пояснила Гета Ардзинба выбор русского языка для игры.

Она подчеркнула, что очень много времени в процессе подготовки ушло на составление вопросов и аннотаций к ответам, погружающих зрителя в тематику. К этому процессу был привлечен известный интеллектуал Гудиса Мамацев, который уже много лет составляет вопросы для разных чемпионатов Абхазии по интеллектуальным играм. Нужно отметить, что в таком объеме вопросы с этнографической тематикой были разработаны впервые.

«Так как нам было важно рассказать как можно больше важной информации о культуре народа абаза, мы к каждому вопросу подготовили справочную информацию. В качестве экспертов в этот процесс были вовлечены известные абхазские ученые Вячеслав Чирикба, Марина Барциц, Руслан Гожба, также – известные в Абхазии хранители традиций художник Батал Джапуа и мастер кузнечного дела Тимур Дзидзария», - рассказала Гета Ардзинба.

Комментируя свое участие в проекте, Гудиса Мамацев отметил, что над вопросами он работал на протяжении нескольких месяцев. В ходе этой работы он и сам узнал много нового об абхазо-абазинском родстве, общих традициях и культуре абазин и абхазов.

«Так как тема специфическая, проводил консультации с историками, филологами и этнографами. Самое сложное - подготовить вопрос таким образом, чтобы он в итоге оказался интересным, познавательными и не совсем сложным. Получилось ли так – об этом, конечно, будут судить игроки и зрители», - сказал Мамацев.

«Будем болеть за ребят»

Президент интеллектуального творческого клуба «Дюна» Ася Саносян рассказала, что на предложение Конгресса принять участие в организации «Иарбан? Иаба? Ианба?» в клубе ответили положительно не раздумывая.

«Мы с удовольствием откликнулись, конечно! Мы готовы поддерживать всех, кто будет поддерживать интеллектуальные мероприятия в нашей стране. Играющих и сильных команд, желающих принять участие в этой игре, было достаточно для того, чтобы проект состоялся. Пришлось из всех команд выбирать те, которые смогут достойно представить наш клуб», - рассказала глава клуба «Дюна».

Отвечая на вопросы инфопортала ВААК, Ася Саносян все время оборачивалась на команды, разделяя с игроками их переживания.

«Атмосфера царит очень дружелюбная и в то же время достаточно напряженная. Ребята готовились в течение нескольких месяцев. Читали литературу. Я надеюсь, что это им поможет в сегодняшней игре. Будем болеть за них», - заключила Саносян.

«Минутная готовность»

До старта игры оставались считанные минуты, но это не помешало нам перед самым началом игры поговорить с некоторыми из участников.

Капитан команды «Белые воротнички» Анжелика Вартикян призналась, что на подготовку времени оказалось все же мало, так как игроки в будние дни заняты.

«Надеемся на знания, которые у нас есть. Настроение отличное. Для нас главное – участие. Всем удачи, отдельное спасибо Всемирному абхазо-абазинскому конгрессу за организацию такого мероприятия», - сказала она и отправилась к команде.

Удачи всем командам, но своей «чуть больше», пожелал игрок команды «Агенты-Тео» Саид Аршба.

«Испытываю немного волнение перед началом. Впервые такой формат. Мы начали готовиться к игре давно, в выходные собирались и сами играли. Готовясь, разделили между собой разные периоды истории Абхазии и выучили их. Многие команды нам знакомы, часто сталкивались с ними в чемпионате Абхазии. Команды сильные, желаем всем удачи, но себе чуть больше», – улыбаясь, сказал Саид.

Он считает, что важно проводить такие игры, потому что история абхазо-абазинского народа очень богата, и такие проекты привлекают молодежь.

Наверное, больше всех в этот день волновался Аслан Аршба, он в игре новичок. Аслан представлял команду «Когда Давид».

«Нашу историю знают все игроки, плюс формат подразумевает знакомство с историей, традициями без какого-то вовлечения в привычный школьный формат. Вопросы на логику. Будет интересно следить за игрой всем», - выразил уверенность он.

От беседы с Асланом корреспондента инфопортала ВААК оторвал строгий голос режиссера: «Минутная готовность».

Итак – «60, 59, 58, 57...» Счет пошел на секунды. Начиналась главная интеллектуальная игра этого лета. Особую гордость испытываешь от того, что ее организовал наш Конгресс.

Игра состоялась. Она была сложная и эмоциональная. Она была полна волнения и ликования, здесь звучали смех и досадные возгласы. Игра преподнесла много сюрпризов – тех, о которых знали одни лишь организаторы, и даже тех, которые стали неожиданностью для всех. Но это – уже отдельная захватывающая история, которую мы расскажем совсем скоро, после того, как «Иарбан? Иаба? Ианба?» выйдет на экраны Абхазского государственного телевидения.