Философ и публицист абхазского происхождения Мурат Яган родился 16 декабря 1915 года. Сегодня ему исполнилось бы 104 года.

Аста Ардзинба

Его называют мудрецом и пророком, великим абхазом и планетарным человеком. У Мурата Ягана до сих пор много последователей по всему миру, а на исторической родине, в Абхазии, его вклад в пропаганду исторического духовного наследия абхазов еще при жизни оценили высшей наградой страны – Орденом «Ахьдз-Апша» («Честь и Слава») I степени.

Духовное учение предков

Главное, чем известен Мурат Яган Отечеству и всему миру, заключается в том, что он сформулировал и описал духовное учение Аамста Кябзе, основанное на древней культурной традиции горцев Западного Кавказа: абхазов, абазин, адыгов и убыхов. Это учение также называют в мире «кавказской йогой».

Долголетие и здоровье, которыми, как известно, отличаются кавказцы, Яган связывал именно с духовным учением, занимавшим в их жизни очень важное место.

До недавних пор традиции Аамста Кябзе сохранялись по большей части в высокогорных районах Кавказа и стали увядать в начале XX века в результате российской экспансии в эти края, пишет Мурат Яган в своем труде «Древнее учение Кябзе. Основы кавказского суфизма».

Слово «Аамста» переводится с абхазского языка как аристократический». «Кябзе» значит обычай, традиция. То есть Аамста Кябзе - это «традиция благородных людей», представителей элиты, способных в полной мере реализовать свои природные способности и пользоваться ими в повседневной жизни. Достичь же высшего физического и духовного уровня человек может только в результате особых физических и умственных упражнений.

Согласно учению Кябзе, человек – это не тело, наделенное душой, а дух, наделенный телом - инструментом передвижения. Чем сильнее и совершеннее физически тело, тем совершеннее становится оно в качестве инструмента для передвижения духа.

«Вы не что иное, как отражение Бога, или Сущности. На земле вы воплощены в телесной оболочке, которая служит вам носителем. К сожалению, мы прочно привязаны к своим носителям. Когда мы видим себя на фотографии или замечаем свое отражение в зеркале, мы чувствуем эту привязанность. Однако при желании вы можете научиться ее ослаблять. Если вы по-настоящему станете самим собой, то сможете переноситься в любую точку между вами и вашей истинной сущностью. Это и есть цель, которую преследуют желающие освоить наше учение», - писал Яган.

Мурат Яган всегда подчеркивал, что Аамста Кябзе – это не религия, а искусство жизни, когда человек реализует все заложенные в нем способности в их применении к жизни.

Один из самых известных последователей философа, президент Ассоциации кавказской йоги Заур Жанэ так охарактеризовал учение: «Аамста Кябзе – это процесс пробуждения и развития скрытых способностей человека божественной благодатью и помощью. Когда человек практикует эту дисциплину, понимает ее и продвигается вперед этап за этапом, он становится целостным человеком, раскрывшим свой потенциал».

Пришедший из-за гор Кавказа

Мурат Яган родился на Кавказе, в селе Ащхара, которое он относит к исторической Большой Абхазии. Когда ему было три года, его семья, принадлежащая к древнему княжескому роду Маан, наряду с тысячами других абхазских семей эмигрировала из Абхазии в Османскую империю.

«Моя семья покинула Кавказ, потому что они были так же глупы, как и остальные абхазы, покинувшие свою Родину», - написал Яган в автобиографии «Я пришел из-за гор Кавказа».

В Турции Яган получил хорошее образование. В подростковом возрасте духовным и физическим воспитанием Мурата занимались абхазские и черкесские старейшины, которые воспитывали его в духе древней абхазо-адыгской рыцарской традиции.

«Из меня воспитывали настоящего воина. Чтобы укрепить мышцы рук, я должен был ежедневно упражняться с глиной», – писал он. И далее описывал подробно, как, с точки зрения его учителей, происходило совершенство его тела: «Когда упражняешься с глиной изо дня в день, ногти на руках постепенно слезают до тех пор, пока от них ничего не останется. Потом нарастают новые - толстые, крепкие и безобразные с виду. Месяца через три-четыре эти ногти становятся совсем другими, очень блестящими и красивыми, будто выточенными из мрамора. Человека, долго тренировавшегося с глиной, можно отличить по его рукам. К сожалению, чем эти руки красивее, тем они опаснее, точно змея. Такими руками можно раскроить череп и пробить насквозь грудную клетку. В перерывах между упражнениями с глиной я должен был выполнять и другие задания. Меня заставляли бегать, висеть на перекладине как можно дольше - сначала на обеих руках, потом на каждой поочередно, потом на ступнях и на коленях. После всего этого надо было идти в парильню, а затем нырять в ледяной бассейн», - рассказывал Мурат Яган.

Молодой Мурат Яган страстно увлекался верховой ездой. В своей автобиографии философ рассказывает об участии в составе турецкой сборной в крупных международных турнирах. В том числе он принял участие в Олимпийских играх в Берлине в 1936 году.

В 1963 году Мурат Яган, которому на тот момент было уже 48 лет, вместе с женой Мейси и четырьмя детьми переехал из Турции в Канаду. Семья поселилась на берегу Тихого океана, в городе Вернон в провинции Британская Колумбия.

«В чем загадка этого рывка в неведомое? Не будем ломать голову. Нередко мыслящие люди, ища выхода из духовного тупика, так пытались переписать свою жизнь заново», — размышлял о судьбе Мурата Ягана писатель Фазиль Искандер.

В Канаде Мурат Яган до самого выхода на пенсию зарабатывал на жизнь, работая строителем. В 1975 году Яган вместе с канадскими и американскими учениками основал Общество Кябзе, где проповедовал основы древнего кавказского учения.

Обладатель высшей награды Абхазии

Хотя Яган считал себя космополитом, Абхазия занимала особое место в его сердце. Он всегда внимательно следил за судьбой своей исторической родины. Долгие годы Мурат Яган состоял в переписке с первым президентом Абхазии Владиславом Ардзинба, а во время Отечественной войны народа Абхазии в 1992-1993 годах он обращался с протестами в международные организации с призывом остановить войну.

Он не раз признавался, что всю жизнь стремился вернуться в Абхазию, и ни одно место, где бы он ни жил, он не ощущал своим настоящим домом.

Мечта попасть на родину исполнилась в 2001 году. Он вместе с женой Мейси, также абхазкой из рода Гогуа, прибыл в Республику.

В Абхазии его встречали широко и с размахом. Политики, общественные и культурные деятели стремились встретиться с ним, поговорить с абхазским мудрецом. Более того, указом Владислава Ардзинба, Мурат Яган был награжден высшей наградой государства - Орденом «Ахьдз-Апша» I степени за популяризацию духовного наследия абхазов и адыгов.

«Я безгранично счастлив и уверен, что впереди нас ждет светлое будущее. Надеюсь, что все наши мечты станут реальностью», - сказал тогда Яган на торжественной церемонии вручения награды в Абхазском государственном драматическом театре.

Мурат Яган, несмотря на расстояние, всегда оказывал поддержку своему народу. Одно из его последних писем, адресованных абхазам, было поздравлением с днем победы в Отечественной войне народа Абхазии.

«Мы, сообщество Кябзе, хотя и отдалены от Вас немалым расстоянием, сердцем и душой мы с Вами. Мы ценим Ваше преданное служение стране с целью обеспечения прочного мира и международного уважения к Абхазии. Мы также выражаем наше уважение Вашим коллегам, и всем нашим братьям и сестрам, которые продолжают преданно служить Родине. В нашей памяти навсегда останутся те, кто отдал самое дорогое - свои жизни - служению Родине, обеспечив ту великую Победу, которую мы сегодня отмечаем», - писал Яган в 2013 году.

Под влиянием книги Мурата Ягана «Я пришел из-за гор Кавказа» известная канадская певица Лорина Маккеннит сочинила песню «Night ride across the Caucasus («Ночная скачка через Кавказ»). Песня звучит в фильме «Soldier» 1998 года.

«В аннотации к этой песне она отмечает сходство в той роли, которую играет обучение верховой езде в духовном воспитании в кельтской и абхазской традициях», - пишет ученый Вячеслав Чирикба в эссе «Абхазский мудрец из Вернона».

Мурат Яган ушел из жизни 19 декабря 2013 года в Канаде в возрасте 98 лет. Еще при жизни он говорил: «Я и без тела буду живее, чем с телом». Согласно его же желанию, у него нет могилы. Мурат Яган также не хотел иметь какого-либо мемориального знака в его память. Единственным важным следом, который он может оставить на этой земле, он считал память и любовь в сердцах людей.