Ко Дню рождения Народного артиста Абхазии, киноактера Томаса Кокоскир Инфопортал ВААК подготовил очерк о его жизни и судьбе.

Алиса Хутаба

В шумном кафе на набережной, недалеко от знаменитой «Брехаловки», за столиком небольшая компания артистов попивает кофе. Они уже объездили пол мира и весело планируют посетить его другую половину. Задорно вспоминают, как со сцены в Мозамбике не могли разглядеть в темном зале лиц зрителей - пели и танцевали для цветных рубашек. Вспоминали, как Лолита Торес вошла в салон самолета и большая часть мужской половины ансамбля боролась за внимание известной аргентинской актрисы.  Артисты говорят исключительно на родном языке и мечтают о том, как прославить свою маленькую Родину, пронеся ее культуру в мир. Впереди новые гастроли, новые приключения... но эти гастроли станут последними для многих участников. Один из них –герой нашего очерка, лучший баритон Абхазии, народный артист, киноактер Томас Кокоскир. 

Детство и юность 

22 июля 1942 года в селе Бзыбь Гагрского района в абхазской семье Куты и Марии родился мальчик. Назвали его Виктором. Но так повелось, что для всех он был Томасом. Еще его называли Чыгу (Ҷыгә - подразумевает под собой прилежный, опрятный, ладный -прим. ред.). Окончив Бзыбскую школу, он поступил в Сухумский индустриальный техникум.  Затем в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на специальность "педагог – вокалист". После окончания учебы в 1973 году стал актером Московского музыкального театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. В его репертуаре были партии из опер "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Дон Паскуале" Доницетти, "Травиата", "Бал-Маскарад" Верди.

В 1974 году Кокоскир вернулся в Сухум, где стал солистом Абхазской государственной филармонии имени Раждена Гумба, затем ведущим солистом Государственного заслуженного ансамбля песни и танца Абхазии. Параллельно выступал сольно и в эстрадном ансамбле "Райда". Он пел и классический репертуар, и народные песни.

«Как я мог не вспомнить его ранее»

Бархатное звучание баритона выделяло Томаса среди коллег по цеху, особенно в сочетании с харизмой и присущими ему внешними данными: статный вид, стройное тело, жгуче-черные волосы, густые усы и мужественное лицо придавали ему особенный шарм. Именно необычная внешность привлекла именитого режиссера Владимира Савельева при подборе главного героя фильма «Белый башлык».

Долго и мучительно выбирая актера для роли, режиссер попросил помощи у своего помощника и советника по созданию фильма Анзора Мукба подобрать типаж, подходящий на роль смелого и гордого крестьянина, радеющего за свой народ. Перебирая в голове всевозможных претендентов среди актеров и танцоров, Анзор, хорошо знакомый с поэмой Баграта Шинкуба «Песнь о скале», по которой ставился фильм, настоятельно убеждал режиссера, что на эту роль нужен только истинный абхаз. Он был уверен в том, что никакой представитель другой национальной принадлежности и культуры не сможет тонко и честно передать образ героя, проникнуть в сердце зрителя, принести славу фильму и его режиссеру.

В один из этих дней, в театре имени Самсона Чанба, в зале, переполненном зрителей, на сцену выходит певец государственного ансамбля песни и танца.

«Вот же он! Как я мог не вспомнить его ранее!» - подумал о Томасе Анзор, и с радостью сообщил Савельеву, что есть человек идеальный по образу и духу, и он обязан с ним познакомиться. 

Так и было - переговорив с другом баритоном, Анзор свел режиссера с артистом. Дальше уже дело пошло как по маслу. Художественный совет одобрил Томаса на роль без колебаний и раздумий. Потом были сьемки, поездки. Хорошо оплачиваемые съёмочные дни позволяли ему неплохо зарабатывать, и он часто позволял себе приглашать на ужин всех, кто трудился над фильмом - от мастера по свету до водителей. Ценить каждого человека, относиться к каждому с уважением было характерной чертой Томаса. О славе фильма и его героя можно говорить очень много и долго.

Позвольте в продолжении очерка называть нашего героя двумя именами, так сросшимися в единое целое, ведь главная ассоциация с именем Томаса Кокоскир навсегда стало имя Хаджарата Кяхба. В 1975 году фильм "Белый башлык" представили в Советском Союзе. Он стал одним из лидеров проката, охватив более  20 миллионов зрителей. Была лента и в широком зарубежном прокате.

Фильм очень хорошо принимали.  Хаджарат Кяхба снискал любовь зрителей и получил признание критиков. Его образ стал олицетворением истинно народного героя и символом свободы.

«Посмотрела фильм "Белый башлык". Под большим впечатлением. И в первую очередь от главного героя. Покорил меня всем... Свободолюбивый, несгибаемый, преданный бесконечно Родине, народу гор... Актер настолько проникновенно, ярко сыграл Хаджарата, что трудно отделить одного от другого. Сын своей земли, вобравший лучшее от предков гор.... Прочитала в одном из комментариев: "Горцы - это мощь и сила..." И это так верно о Хаджарате.... Да и, очевидно, и о самом актёре... Героическая гибель Хаджарата глубоко ранила сердце. Жаль, фильм в плохом качестве. Так хотелось бы пересмотреть ещё раз...»

«Особенно впечатлил главный актер Томас Кокоскир, который так показывает своего героя, что он заслуживает доверия, а не как недостижимого кумира.» -(восточно-германская газета «Freie Welt» 1976 год -прим.ред).

«Вези свою Нину»

Уже знаменитый абхазский актер теперь стал еще более завидным женихом. Стоит ли говорить о том, сколько поклонниц увивалось вокруг Томаса, сколько невест сулили легендарному Хаджарату друзья и родственники. Но, как оказалось, сердце его уже трепетало и дышало чувствами к украинской девушке по имени Нина. С Ниной познакомились в студенческом общежитии. Общие интересы быстро сблизили молодых людей. Нина училась в музыкальном училище имени Ипполитова Иванова. Однако, невесту другой национальности не сразу одобрили в кругу родственников. И только спустя десять лет сдались перед чувствами и выдержкой Томаса со словами: «Ну, вези свою Нину!» 

Так, Хаджарат Кяхба создал семью. В счастливом браке родилось трое детей.   Первенцу именем дали Хаджарат. Затем родились Алхас и Мария. Уже взрослые дети вспоминают отца с трепетом и волнением. Рассказывают, как отец любил читать им энциклопедию и свежие номера журнала «Вокруг света», как устраивали семейные концерты и проводили теплые и весёлые вечера в кругу семьи, как отец был близок с каждым из них и по-особенному с младшенькой Марией.

Именитые знакомства

Хаджарат - не единственная роль Томаса в кино. Второстепенную, но очень запоминающуюся роль сыграл в фильме Владимира Попкова «Сердца трех». Фильм экранизировала киностудия имени Довженко. Здесь он сыграл роль Энрико Солано, отца главной героини романа Джека Лондона. 

Именитые актеры Алена Хмельницкая, Сергей Жигунов, Владимир Шевельков, Игорь Кваша и другие легко нашли общий язык с абхазским актером и позже некоторые из них приезжали к нему на Родину погостить и отдохнуть. В прочем, Томас мог похвастаться и многими другими известными друзьями и приятелями. В гостях у него бывал и сам Фазиль Искандер. Встреча запомнилась долгими душевными разговорами и разнообразными угощениями. Гость особенно оценил лосось, выловленный и приготовленный хозяином дома. Страсть к охоте и рыбалке занимала значимое место в его жизни. Так, он отдыхал, совершая километровые походы и проводя время за ловлей рыбы. Любил делиться своей добычей, угощать родных и друзей.

Завтра была война

В августе 1992 года Государственный ансамбль песни и танца уехал на очередные гастроли в Грецию. Переполненные залы рукоплескали необыкновенным артистам из Абхазии. Аншлаги, бури оваций, новые приглашения, сценическая жизнь в самом разгаре.   Как гром среди ясного неба приходит весть о том, что родная Абхазия уже 10 дней как пылает в огне, Сухум в руках врага. Контракты, обязательства, зрители, билеты, раскупленные далеко вперед... Мужчины в недоумении, девушки в слезах, час выхода на сцену, зритель ждёт. Но с какой душой? С каким сердцем? Томас произносит речь, которую чувствует себя обязанным произнести. Она о том, что здесь свой фронт, и они не имеют права подвести доверившихся им зрителей в этот вечер. Почтив минутой молчания тех, чьи имена уже вошли в историю в борьбе за Родину и справедливость, подняв на ноги стадион зрителей, ансамбль начинает свой концерт.  А утром, насколько это было возможно спешно, начинают покидать Грецию. Ведь дома война, семьи, первые погибшие. По возвращении, Томас возглавляет отряд ополченцев села Бзыбь. Через все тяготы и ужасы войны, он до победного конца ведет доверившихся ему сельчан, друзей и братьев.

В последний раз

1994 год, война позади. События еще долго не позволяют расслабить вожжи, держат в напряжении, требуют присутствия, героизма, и подвергают опасности…. Внутреннее состояние самого командира очень тревожно. Перед очередной поездкой на границу с Грузией Томас обходит самых близких людей в своем родовом селе Бзыбь.  Побывал и у старших своего рода, и у младших, и только позже будет понятно, что это было… прощание. Предчувствие не покидало его мысли, но любовь к Родине, к народу, к друзьям-однополчанам, да и просто воспитание не позволяли отказаться от поездки.  По дороге делает небольшую остановку в Сухуме, у филармонии. Спешно переговорив с друзьями из ансамбля Томас обещает, что это в последний раз, и скоро он снова вернется к любимому делу, к сцене и коллективу.

На 51-ом году жизни, направляясь к границе, Томас и его друзья подорвались на мине. Незнакомый автомобиль перекрыл движение – у водителя закончился бензин. Томас не задумываясь принял решение помочь. Он съехал на обочину, но кто бы мог предвидеть, что эти несколько метров отделяли его жизнь от смерти. 

«Таких людей, как Томас нужно было беречь… сохранить», - грустно проговаривает друг семьи Анзор Мукба.

Эти героические, яркие, смешные и грустные эпизоды из жизни замечательного человека - лишь маленькая часть большой жизни. С тоской думаешь, сколько еще могло и должно было быть пересказано, передано следующим поколениям таким талантливым артистом и добрым человеком. Чтобы прочувствовать нашего героя, мы много общались с его друзьями и родными. Они в один голос говорили, что таких людей больше нет. Мы смотрели фильмы с его участием, и понимали... таких героев больше нет. Мы рассматривали семейный архив фотографий и понимали, что для этой семьи такого отца и мужа больше нет. Мы слушали его замечательный баритон и понимали, что этот голос неповторим – такого больше нет.

Запись песен в исполнении Т. Кокоскир (из архива Абхазского радио)

«Гори все пламенем»

 Любимое выражение Томаса, которое он повторял в любой ситуации «Амца аҧырҧырҳәа иахысаат». Вряд ли можно перевести его на другой язык, сохранив глубину смысла и чувств. Это что-то вроде «гори все пламенем», которое он проговаривал быстро, ярко и пламенно.  Так и прожил - быстро, ярко и пламенно.

P.s. Есть еще одна маленькая история, которая возможно и не имеет такого сакрального значения, но мне показалось, что факт очень интересный. У Томаса было несколько собак, и всем им он давал одну кличку - Джульбарс. Заинтересовавшись, я обнаружила неожиданный факт. Как оказалось, история собаки по имени Джульбарс известна. Среди четвероногих миноискателей, отличившихся в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и сразу после нее, были и свои герои, чьи клички, вошли в историю.  Благодаря феноменальному чутью, собака минно-розыскной службы Джульбарс спасала людей. И быть может, Джульбарс так же должен был найти ту самую мину, оборвавшую жизнь нашего Томаса в один миг, но его не было рядом…