29 января 1918 года состоялся первый абхазский спектакль, положивший начало абхазскому театральному искусству. А основателем жанра абхазской драматургии считается Самсон Чанба, чье имя носит сегодня Абхазский драмтеатр.

Арифа Капба

Самсон Яковлевич Чанба родился 18 июня 1886 года в селе Атара Кодорского уезда (ныне Очамчырский район – прим. ред.) Абхазии в семье бедного крестьянина. Он был единственным братом пяти сестер. Отец, Кьагу (домашнее имя), несмотря на все сложности, сумел сделать так, чтобы его любознательный сын стал ходить в школу. В 1893 году семилетний Самсон поступил в Драндскую церковную школу, затем продолжил учиться в Сухумской горской школе. Однако в число учеников, обучение которых оплачивалась государством, он не вошел. Его учил отец: торговал на Сухумском рынке и все вырученные деньги тратил на обучение и содержание Самсона.

Мальчик оправдывал ожидания отца и проявлял недюжинные способности. Успешно окончив горскую школу, Самсон поступил в Кутаисскую сельскохозяйственную школу, которую окончил в 1907 году. После ее окончания Самсон Чанба в течение года жил в родном селе Атара.

Молодому юноше очень хотелось продолжить учебу, но такой возможности не было, и он начал преподавать в Кутольской сельской школе. Труд учителя был ему по душе, но вскоре преподавать в школе ему не разрешили из-за отсутствия педагогического аттестата. Тут Самсон проявил упорство, поступил в Хонскую учительскую семинарию и блестяще ее закончил в 1914 году. Уже с дипломом он вернулся в ту же школу в Кутоле, где ему запретили преподавать, и около года работал там ее смотрителем. В 1915 году он перевелся работать в Адзюбжинскую школу, где встретил свою будущую жену, тоже учительницу, Елену Никоноровну Гойден. Они вскоре поженились и переехали жить в Сухум.

В семинарии

В Сухуме Самсон Чанба устроился учителем в начальную школу при Учительской семинарии. Сначала был преподавателем абхазского языка и географии, позже стал руководить этой школой. Появление Самсона Чанба именно в этой семинарии, основание которой связано с такими выдающимися для абхазского просвещения именами как Дмитрий Гулиа, Андрей Чочуа, Фома Эшба и другие, было неслучайным. Он намеренно искал знакомства с этими людьми, своими единомышленниками, думающими о том, что Абхазия должна встать на путь просвещения и культуры.

В каком-то смысле они все вместе видели в этом свою миссию. Именно при этой учительской семинарии Дмитрий Гулиа, работавший там со дня ее основания, организовал литературный кружок «Утренняя звезда». Именно в семинарии появилась первая абхазская театральная труппа, которая поначалу состояла из любителей театрального искусства.

В начальной школе при семинарии Самсон Чанба большую часть своего времени посвящал преподаванию географии Абхазии. Он написал даже собственный учебник географии. Этот первый в истории Абхазии учебник по географии был издан в 1923 году и затем переиздавался еще несколько раз в 30-х годах прошлого века.

В газете и в политике

В 1920 году Самсон Чанба входил в редакторскую группу газеты «Апсны» – самого первого печатного издания, выходившего на абхазском языке.

Редактором этой газеты был Дмитрий Гулиа, а перу Самсона Чанба принадлежала приветственная статья газеты, напечатанная в самом первом выпуске. В ней он пишет о том, что газета имеет целью «вести народ в правильном направлении, выявлять все недостатки и ошибки, открывать глаза на правду и расширять горизонты знаний».

Позже Самсон Яковлевич Чанба становится редактором уже советской абхазской газеты «Апсны капшь».

После установления Советской власти в Абхазии для Самсона Чанба открылись возможности чиновничьей и политической карьеры. В 1921–1925 годах и 1930–1932 годах он возглавлял Наркомпросвещения ССР Абхазии. В 1923–1930 годах Самсон Яковлевич был председателем ЦИК Абхазской АССР. А с1932 до 1937 год, то есть до конца своей жизни, стоял во главе Союза писателей Абхазии.

В литературе

И все же ни чиновничья, ни политическая, ни уж тем более коммунистическая деятельность Чанба не были основополагающими в его жизни. Главным для него было просвещение и литературная стезя. Свою литературную деятельность Чанба начал как публицист. Первые его статьи печатались в русскоязычных газетах «Закавказская речь», «Сухумский листок», а первые художественные произведения появились на страницах газеты «Апсны». Среди них поэма «Дева гор» (еще одно название – «Она была прекрасна» - прим. ред.), а также историческая пьеса «Махаджиры».

Пьеса «Махаджиры» впервые увидела свет в 1919 году на страницах газеты «Апсны», в 1920 году была издана отдельно. Ее сюжет основан на печальных страницах истории Абхазии XIX века – трагическом выселении людей с родных земель, которое получило название «махаджирство» (сегодня этот термин используется значительно реже, так как его этимология предполагает массовое переселение мусульман из немусульманской страны в мусульманскую, что не соответствует событиям XIX столетия в Абхазии – прим. ред.).

Это драматическое произведение считается первым в жанре пьесы в истории абхазской литературы, а сам Самсон Чанба – основателем абхазской драматургии. Пьеса «Махаджиры» многократно ставилась на сцене Абхазского театра. Премьера спектакля по этой пьесе в абхазском театре состоялась 27 июня 1928 года, режиссером был тогдашний руководитель театра Кривцов, но еще раньше в той же постановке пьесу о трагедии людей, вынужденных покинуть родину навсегда, увидели в сухумском русском театре, там она шла под названием «Батал».

О том, что происходило на премьере спектакля в абхазском театре, рассказывает в своей книге «Абхазская советская драматургия» Владимир Дарсалия. Вот как он описывает реакцию автора пьесы, Самсона Чанба, который, конечно, был в зрительном зале: «Автор молча и сосредоточенно, не выдавая своих чувств, наблюдал за игрой артистов. А на сцене стремительно разворачивались события, печальные картины сменялись оптимистическими, просветленными. Но вот спектакль окончен. После минутной паузы театр взорвался бурей аплодисментов. Автора потребовали на сцену… Смущенный С. Чанба руками указывал на артистов…».

Неудивительно, что этот спектакль имел огромный успех у зрителей. Самсон Чанба очень много знал из рассказов людей о трагических временах в истории страны и отразил это в пьесе. Она основана не на документах и исследованиях темы – в то время их просто не было в широком доступе – а на историях семей, переданных от дедов сыновьям, от сыновей – внукам.

Спектакль «Махаджиры» в постановке Алхаса Шамба, сентябрь 2016 года
© Фонд музея Абхаздрамтеатра имени Самсона Чанба

Так, доктор филологических наук, исследователь абхазской словесности Шота Салакая отмечает, что в пьесе у Чанба отдельным эпизодом проходит один из самых распространенных фольклорных сюжетов о махаджирстве, повествующий о том, как мать укачивает, напевая колыбельную песню, уже мертвого младенца, боясь, что его вырвут у нее и бросят в море. Как известно, когда людей переправляли по морю на лодках, всех умерших в пути беспощадно выбрасывали в воду. А эта мать сумела довезти свое дитя до берега, чтобы предать его тело земле. По мнению Салакая, такое событие действительно имело место, существовали люди, которые его помнили и были свидетелями горя той матери.

«Любопытно, что в драме «Махаджиры» среди персонажей нет ни одной исторической личности, — пишет литературовед Вячеслав Бигуаа. — Ибо для него (Чанба – прим. ред.) было важнее всего представить обобщенные образы, хотя это не всегда ему это удавалось. Верная постановка многих вопросов истории народа и их художественное воплощение в «Махаджирах» заставляют задуматься ныне живущих потомков о судьбе своего народа».

Самсон Чанба также – автор повести «Сеидык», одного из первых прозаических произведений в абхазской литературе. Главный герой произведения – «кулак» («кулаками» называли зажиточных крестьян – прим. ред.) Сейдык, который выступал против коллективизации (политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные, проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 годы - прим. ред.) за сохранение прежних отношений в деревне.

Самсон Чанба в своем творчестве

В годы сталинских репрессий Самсон Чанба попал в жернова машины террора, был репрессирован и расстрелян в 1937 году. В середине пятидесятых годов его, как и многих репрессированных в 30-х годах, реабилитировали, то есть признали, что все обвинения в его адрес, из-за которых он был убит, были выдуманными и ложными.

Имя Самсона Чанба сегодня носит Абхазский государственный драматический театр, а также улицы в разных городах Республики. Один из его товарищей и соратников, известный общественный деятель Андрей Чочуа, так отзывался о Чанба: «У него были такие ценные человеческие качества, как щедрость, честность, умение трудиться, не покладая рук, скромность. Также, несомненно, он был большой патриот, служивший своему народу от всего сердца. Эти его качества заслужили ему большой авторитет и уважение у людей».

Использованная литература: · Дарсалиа В.В. Аншба А.А. «Самсон Чанба»

· Салакая Ш.Х.«Литературные горизонты»

· Абхазский биографический словарь

· Бигуаа «Абхазский исторический роман»