Инфопортал ВААК публикует историю легендарного ансамбля народного танца «Кавказ», неразрывно связанную с жизнью его создателя Кандида Тарба. 2019 год стал юбилейным и для недавно ушедшего Кандида, и для «Кавказа».
Саид Барганджия
13 мая исполнилось бы 75 лет основателю ансамбля народного танца «Кавказ», народному артисту СССР Кандиду Тарба. Знаменательно, что в этом году свой 25-летний юбилей отмечает и сам ансамбль «Кавказ», ставший ярким и легендарным.
Талант, который сложно не заметить
В 2014 году была напечатана книга известной абхазской журналистки Заиры Цвижба «Танец как жизнь». Страница за страницей издание рассказывает о судьбе неординарного танцора, переплетенной с жизнью танцевального коллектива, который он создал. Речь о Кандиде Тарба и государственном ансамбле народного танца «Кавказ», а появилась книга накануне прошлого совместного юбилея Тарба и его детища: тогда Кандиду исполнялось 70, а «Кавказу» – 20.
Кандид Тарба родился в 1944 году в селе Мыку Очамчырского района Абхазии.
Заира Цвижба в своей книге рассказывает, что уже в младших классах он участвовал в художественной самодеятельности в Ткуарчале, где жил у своей сестры Мери и ходил в школу. Там, в Ткуарчале, его и заметил народный артист Георгий Шакая, руководивший тогда ансамблем песни и танца города. Это произошло в 1961 году – а буквально через год Кандида пригласил в Государственный ансамбль народной песни и танца Абхазии сам Ражден Гумба (заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, народный артист Абхазии, Лауреат государственной премии имени Дмитрия Гулиа. В его честь названа Государственная филармония Абхазии – прим. ред.).
Через несколько лет за виртуозное исполнение кавказских танцев Кандиду Тарба – еще совсем юному, 19-летнему – присвоили звание заслуженного артиста Абхазии. В одном из интервью спустя много лет танцор признается, что совсем не ожидал в таком возрасте получить такую высокую награду.
Народная артистка Абхазии Виолетта Маан, с молодости знавшая Кандида, вспоминает его с большой теплотой и болью потери.
«До сих пор сложно поверить в то, что его нет с нами», – говорит она. Тарба был не только выдающимся танцором, но и отличным другом, уверяет Маан, а с годами стал ей еще и родственником.
«Он женился на племяннице моего супруга Нонне Куруа, и с тех пор мы стали еще и семьей», – рассказывает артистка.
Дружба Кандида и Виолетты началась сразу после их совместных гастролей по Прибалтийскому побережью в 1967 году. Маан тогда была приглашена в качестве ведущей концертной программы Государственного ансамбля песни и танца, в котором танцевал Тарба.
«Я и раньше знала о нем, но близко мы подружились после гастролей. Он всегда задерживался после репетиций в зале для того, чтобы еще раз «прогнать» номер, отточить то или иное движение. Кандид вкладывал всю свою душу в танец», – рассказывает Виолетта Маан.
Она вспоминает, что талант Кандида было сложно не заметить. Так, в 1968 году Тарба был зачислен в Государственный академический ансамбль народного танца Грузии под руководством народных артистов СССР Нино Рамишвили и Илико Сухашвили.
«Все мечтали танцевать в этом коллективе, который был известен и далеко за пределами Советского Союза. И наш Кандид заслуженно стал частью ансамбля, с которым объездил практически полмира», – говорит Маан.
Кроме таланта, ему помогали упорство и работоспособность. Он был очень последовательным в своем развитии. Образно говоря, каждый шаг и каждое танцевальное движение вели Кандида к «Кавказу» – вершине его творчества и делу всей его жизни.
«Вперед, старик!»
Родной брат Кандида Арвелод Тарба, нынешний главный художественный руководитель «Кавказа», вспоминает, что его старший брат мечтал о своем ансамбле давно. Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов он всерьез задумался о создании коллектива, который собрал бы лучших танцоров со всего Кавказа.
Буквально через месяц после окончания войны Кандид поделился своей идеей с главой Конфедерации народов Кавказа Муссой Шанибовым, который горячо ее поддержал. Решающее слово оставалось за Владиславом Ардзинба – тогда Верховным Главнокомандующим и председателем Верховного Совета Абхазии, чуть позже – Первым Президентом Республики. К нему и обратился Тарба, как он скажет потом в одном интервью, «недолго думая».
«Он выслушал меня, посмотрел с одобряющей улыбкой и сказал: «Вперед, старик!» – вспоминал Тарба.
Конечно, созданию «Кавказа» предшествовало много кропотливой работы, встреч и переговоров, а главное – поиск танцоров. С этой целью, рассказывает Арвелод Тарба, после одобрения идеи Владиславом Ардзинба Кандид выехал на Северный Кавказ.
«Эта идея (собрать «Кавказ» – прим. ред.) стала смыслом его жизни. Он по-настоящему ею загорелся. Днем и ночью думал об ансамбле, – рассказывает Арвелод, вспоминая, как брат сразу пригласил работать в «Кавказ» уже легендарного на тот момент танцора Нодара Плиева из Южной Осетии.
«Всего в коллективе было 25 человек, из них только я из Абхазии», – улыбается Арвелод Тарба.
В ансамбль попали и молодые, и уже известные танцоры. Среди них – Руслан Абдоков и Марина Хацукова из Адыгеи. Балетмейстером-репетитором согласился стать Мурадин Хаджаев, также из Адыгеи, уже известный тогда не только у себя на родине, но и на всем Кавказе танцор. К слову, Мурадин – отец сегодняшнего худрука Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс» Аслана Хаджаева, который в свое время и сам танцевал в «Кавказе».
Триумф неизвестного ансамбля
Итак, состав был укомплектован. Началась упорная работа, многочасовые репетиции: всем нужно было познакомиться ближе, почувствовать, в каком направлении двигаться. И вот настал один из главных дней в жизни ансамбля – выступление перед зрителями. Конечно, потом у «Кавказа» будет множество громких выходов и грандиозных концертов в Абхазии и за ее пределами, много нескончаемых оваций, но тот первый концерт «кавказцам» запомнился навсегда.
Это был 1994 год. Абхазия, еще не оправившаяся от ран войны, страдающая по своим погибшим сынам, очень нуждалась в утешении, жаждала глотнуть живой воды надежды и радости, которой и стал тот самый концерт «Кавказа».
«Первая годовщина победы в Отечественной войне народа Абхазии, 30 сентября 1994 года. Наш первый выход. Мы очень волновались, нервничали, не знали, как нас воспримут. Мы – на тот момент никому не известный ансамбль, это придавало еще больше волнения. Концерт был на Республиканском стадионе, мы исполнили попурри из танцев народов Кавказа. Успех был огромный», – с гордостью вспоминает Арвелод Тарба.
3000 метров ткани из Турции
Конечно, когда «Кавказ» только начал выступать, были большие проблемы с костюмами. Руководство ансамбля буквально собирало их «с миру по нитке». Арвелод Тарба рассказывает, что при поддержке Владислава Ардзинба Кандид отправился за тканями для костюмов в Турцию.
«Нам очень помогла абхазская диаспора в Турции, а именно Ирфан Аргун, Джемалеттина Ардзынба и Махинур Папба. Кандид тогда кораблем привез почти три тысячи метров ткани на сумму более 25 тысяч долларов. Помню, как мы, все это выгружая, не могли нарадоваться своему счастью», – делится Тарба.
Он рассказывает, что пока брат находился в Турции, тогдашний премьер-министр Республики Геннадий Гагулия назначил ансамбль… государственным. И это почти всего лишь в течение года после его создания!
Россия, Турция, Германия…
Первые зарубежные гастроли «Кавказа» состоялись в Турцию в октябре 1995 года. Коллектив находился в полной готовности покорить сердца зрителей, в числе которых должны были быть представители абхазо-абазинской диаспоры.
«Мы должны были отплыть 22 октября в 10 утра на корабле «Рица» (пассажирское судно по маршруту Сухум – Трабзон – прим. ред.), однако нашей поездке стали препятствовать грузины», – рассказывает Арвелод Тарба.
По словам Арвелода Тарба, этот вопрос решил Владислав Ардзинба, которые вел переговоры в Москве.
«Не знаю, с кем он там говорил, но нам удалось попасть в Трабзон, где нас встречали представители абхазо-абазинской и черкесской диаспор Турции. Примечательно, что впоследствии корабль «Рица» после этих событий уже не работал», - добавил он.
Гастроли по Турции прошли в 16 провинциях до 18 ноября 1995 года. После них «Кавказ» четыре года никуда не выезжал, однако постоянные репетиции и регулярные концерты в Абхазии продолжались.
В 1999 году их ждал один из известнейших залов Москвы – Большой концертный зал имени Чайковского – и большой успех там. На выступление «Кавказа» пришли представители Министерства культуры Российской Федерации, Московской абхазской диаспоры во главе с Тарасом Шамба (занимал в 1992–2017 годах пост главы Международной ассоциациии абхазо-абазинского народа (МАААН, изначальное название Всемирного абхазо-абазинского конгресса) – прим. ред.).
В том же 1999 году «Кавказ» получил приглашение на международный фестиваль фольклорного танца европейских государств, который проходил в немецком городе Балингене.
«Мы и не думали, что сможем поехать, но нам помог Александр Анкваб (абхазский государственный и политический деятель, третий президент Республики – прим. ред.). У нас были паспорта уже не существовавшего Советского Союза, но он каким-то образом решил эту проблему, и мы приняли участие в фестивале», – рассказывает Арвелод Тарба.
Он признается, что воспоминания о тех первых концертах «больше всего греют душу». Позже, завоевывая сцену за сценой и становясь всемирно известным на престижных танцевальных конкурсах, коллектив объездил полмира.
«Танец – это на всю жизнь»
Кандид Тарба ушел из жизни три года назад – в мае 2016 года. Основатель и художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца Республики Абхазия «Кавказ», народный артист СССР, кавалер ордена «Ахьдз-Апша» второй степени, кавалер российского ордена Дружбы народов, он оставил после себя огромное наследие, которое сегодня приумножает его младший брат.
Ансамбль «Кавказ» продолжает традиции, заложенные основателем и первыми танцорами. В его репертуаре множество ярких танцев, большинство из которых – целая жизнь. Особый восторг у зрителей и по сей день вызывает «Танец с кинжалами» в исполнении мужской части коллектива. В постоянной программе ансамбля есть «Горский танец», «Перепляс», танец «Кавказ» и многие другие.
После каждого концерта «Кавказа» у зрителей еще долго остается особое «послевкусие». Многие известные танцоры, видевшие выступления ансамбля со стороны, отмечают четкость исполнения движений вкупе с артистизмом исполнителей. «Кавказ» был и остается одним из самых выдающихся ансамблей кавказского танца.
Созданный сразу после войны, он стал надеждой для всего народа, подтверждением того, что праздник танца и праздник жизни возможны. «Кавказ» никогда не ставил в своем творчестве точку, лишь перелистывая страницы истории, сменяя одно поколение лучших танцоров на новое.
«Мы продолжаем гастроли. У молодежи (молодых танцоров – прим. ред.) глаза горят, как и у нас когда-то. Танец – это ведь на всю жизнь», – улыбается Арвелод Тарба.
Совсем скоро танцевальный коллектив будет покорять новые вершины. Его ждут в Ростове, Краснодаре и Владикавказе, а в Абхазии он выступит уже в сентябре текущего года с большой юбилейной программой, старыми и новыми танцами, которые, вне всякого сомнения и как всегда, проникнут в самую душу зрителя.
войти или зарегистрироваться.