Тарас Шамба, стоявший у истоков создания Всемирного абхазо-абазинского конгресса, родился 29 июля 1938 года. 13 октября 2020 года его не стало.
Арифа Капба
Абхазский и российский общественно-политический деятель Тарас Шамба стоял у истоков образования Всемирного абхазо-абазинского конгресса, Московской абхазской диаспоры и приложил огромные усилия по объединению народа абаза.
Он родился 29 июля 1938 года в семье заслуженного юриста Абхазии Мирона Шамба, который в разное время был и прокурором, и судьей, становился Председателем Верховного суда Абхазии и президентом коллегии адвокатов Абхазии. Вместе с супругой Лидией Эшба они вырастили двоих сыновей, Тараса и Сергея, и дочь – Этери.
Увлечения юности
Родился Тарас в Сухуме, но отец по долгу службы должен был часто переезжать, конечно, вместе с семьей и детьми. Окончательно они обосновались в Сухуме, когда Тарас учился уже в старших классах школы.
Брат Тараса Мироновича, Сергей Шамба (абхазский политический и государственный деятель, экс-премьер-министр Абхазии и экс-министр иностранных дел Абхазии – прим. ред.), рассказывает: «Мы жили напротив нынешней гостиницы «Леон» в Сухуме, у нас всегда собиралось много народу, друзей Тараса. Помню, как купили первый магнитофон, который был большой редкостью тогда. А наш магнитофон был еще и необычный: на нем можно было и пластинки слушать, а можно было снять их и поставить одну на другую бобины («катушки» с магнитной лентой - прим. ред.), которые каким-то образом крутились в разные стороны. Назывался он «Эльфа».
Дом, где жила семья Шамба, находился почти на берегу реки Басла. Вот как сам Тарас Миронович вспоминает эти времена юности в передаче Екатерины Бебиа «Светлый путь к звездам. Тарас Шамба»: «Тут была очень хорошая лодочная станция, где мы брали лодки восьми- и двенадцати-весельные, и выплывали из реки в море, занимались таким образом парусным спортом и греблей. Недалеко от дома находился и дворец спорта, где мы занимались разными видами спорта, а у меня семь спортивных разрядов, и я постоянно занимался: один день бегал в гору, а другой — к морю, и плавал»
Кумир для брата
Тарас был старше Сергея на тринадцать лет, и потому общих детских игр у них не было, но старший брат всегда был эталоном и ярким примером во всем для Сергея.
«Тарас и его друзья всегда что-то придумывали, что-то вокруг них происходило постоянно. Для меня это была молодежная элита Абхазии, которой хотелось подражать, быть похожими на них, — отмечает Сергей Шамба. — Когда я повзрослел, мы стали обсуждать политические вопросы. От всего этого и я заряжался этой энергией, бежал в филармонию, где народ собирался (имеются в виду различные собрания и акции за отстаивание прав абхазского народа, организованные силами национально-освободительного движения – прим. ред.). С тех пор и меня волновали мысли, связанные с национально-освободительным движением, с несправедливостью, с которой сталкивался наш народ. Думаю, именно влияние старшего брата заставило меня поступить на исторический факультет».
Сам Тарас Шамба, окончив десятую сухумскую горскую школу, будучи начитанным, умным и ярким юношей, поступил на юридический факультет МГУ. Он организовал первое абхазское землячество в Москве, когда еще сам был студентом. По сути это был абхазский молодежный центр, там было очень много тех, кто позже активно защищал права абхазского народа.
Студенчество и землячество
Первые такие встречи происходили на базе Литературного института имени Горького, где тогда учились многие будущие абхазские писатели.
Вот как об этом вспоминает в телепередаче сам Тарас Миронович: «Тогда там учились Алеша Гогуа (в будущем известный абхазский писатель - прим. ред.), Володя Анкваб (в будущем известный филолог, преподаватель - прим. ред.), и мы в общежитии института стали устраивать ежемесячные собрания, ректорат был в курсе, что абхазы собираются. Тема у нас всегда была такая: мы выбирали какое-либо литературное произведение писателя или автора, который приезжал в Москву, его приглашали к себе и через призму его произведения говорили об истории и культуре Абхазии, о языке, о необходимости издания своего журнала, своих газет, своего телевидения».
Именно из этого землячества позже выросла большая Московская абхазская диаспора, которую Тарас Миронович Шамба возглавлял до недавнего времени, когда его на этом посту сменил Беслан Агрба.
«У меня свой путь»
В 1973 году Тарас Шамба поступил в аспирантуру академии общественных наук при ЦК КПСС.
«Окончив ее, — вспоминает брат, — он должен был возвращаться в Абхазию, но ректор академии позвал его к себе и сказал: у тебя нет перспектив в Абхазии, ты там числишься как абхазский националист в грузинских политических кругах, оставайся здесь. И предложил ему работу в академии».
К тому времени Тарас уже и вещи упаковал, дома ждали родители, уверенные, что их сын вернется на родину. Мать считала так: хоть дворником, но он должен вернуться жить в Абхазию. Однако сын всегда все делал по-своему, еще с детства.
Так, например, еще учась в Горской школе № 10, Тарас пошел на первомайский парад, держа в руках фотографию Нестора Лакоба, абхазского лидера, репрессированного в 1937 году. К тому времени имя Лакоба уже было реабилитировано, но явиться с портретом национального героя на парад все еще было вызовом и протестом. Юноша, явный лидер в классе, конечно, получил поддержку от школьных друзей и товарищей. Но отцу очень быстро доложили о том, как его сын пытался «сорвать» парадное шествие. Мирон Шамба, придя домой вместе с другим партийным служащим, хотел было отчитать сына за проявленное своеволие, но парень спокойно и твердо сказал: «У меня свой путь, у тебя свой, не мешай мне, пожалуйста».
Так же, по-своему, он остался в Москве, в академии, где прошел путь от преподавателя до профессора кафедры государственного строительства и права, защитил кандидатскую диссертацию «Правоохранительные органы в системе государственной структуры». Позже, в 1995 году, он защитил и докторскую на тему «Демократия и правопорядок в социалистическом обществе».
Как ученый, доктор юридических наук, Тарас Шамба – действительный член восьми общественных академий. С 2002 по 2008 год он был первым проректором Российского государственного торгово-экономического университета. Круг научных интересов Шамба составляет теория и практика государства, демократии и правопорядка. Он автор многочисленных публикаций и трудов по этим темам.
Тарас Шамба – автор фундаментального труда «Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета». Он принимал активное участие в разработке современной Конституции Республики Абхазия. Шамба имеет звания Заслуженного юриста и Почетного адвоката России.
Во главе Конгресса
С самых молодых лет жизнь Тараса Шамба была подчинена тому, о чем думала вся прогрессивная часть абхазского общества — независимости и самоопределению народа. Тарас Миронович сумел наиболее ярко проявить свои организаторские и дипломатические способности тогда, когда в Абхазии началась война, и ей как никогда нужна была поддержка извне.
Тогда, в разгар Отечественной войны 1992-1993 годов, и была создана Международная ассоциация абхазо-абазинского (абаза) народа (МАААН, ныне Всемирный абхазо-абазинский конгресс - прим. ред.).
Произошло это так: в октябре 1992 года на исторической поляне Лыхнашта состоялся первый Всемирный Конгресс абхазо-абазинского народа. Тараса Шамба на этом конгрессе избрали президентом.
С тех пор за ним закрепилось неофициальное звание «президента всех абхазов», ведь конгресс объединял всех представителей народа абаза.
«Мы смогли собрать представителей около 20 государств и провести на Лыхнашта первый Всемирный Конгресс. Цель наша на тот момент была очень проста, победить в этой тяжелой для нас войне, и мы одержали победу, и второй конгресс провели в освобожденной столице Абхазии», - сказал Тарас Миронович в интервью агентству «Sputnik Абхазия».
Тарас Шамба был одним из тех людей, кто открыто признал общность абхазо-абазинского народа. Своей деятельностью он всегда способствовал сближению абхазов, в какой бы географической точке мира они ни жили. Шамба активно поддерживал идею создания единого алфавита для абхазов и абазин.
«Все эти годы мы с восхищением смотрели за его деятельностью по объединению этого одного народа, и это ему удалось. Мы искренне признательны ему за все. Если бы вы только знали, что для каждого абазина Тарас Миронович – это легенда, это всенародная любовь», — рассуждает в документальном фильме «Тарас Шамба. Народный президент» профессор Юрий Агирбов.
Тарас Шамба неоднократно возглавлял поездки абхазских делегаций в различные страны, где проживает абхазо-абазинская диаспора. Где бы он ни появлялся, его, как человека, с которым ассоциировали возрождение утраченных связей между абхазами, принимали очень радушно и с большим почетом.
Бывавший в таких поездках вместе с Шамба Чрезвычайный и Полномочный Посол Абхазии в России Игорь Ахба отмечает: «Абхазов за пределами Абхазии, увы, гораздо больше, в первую очередь это Турция и другие страны Ближнего Востока. Я наблюдал за происходящим: когда Тарас Миронович появлялся где-то, его всегда с восторгом принимали, с аплодисментами, как человека, заслуживающего доверие».
Все связи в пользу Абхазии
Когда 27 лет назад, 14 августа 1992 года, в Абхазию вошли грузинские войска, Тарас Шамба, как и многие другие истинные сыны отечества, не мог оставаться безучастным. Но далеко не у всех были такие обширные связи и доступ к нужным людям, как у него.
«Как только в Абхазии началась война, Тарас начал очень активно действовать, ездить на Северный Кавказ, налаживать разного рода связи. Его действия во многом способствовали тому, как руководство этих республик «закрывало глаза» на действия молодых людей, которые добровольцами шли в Абхазию, оттуда начала идти гуманитарная помощь и поддержка иного рода. Тут действительно играли роль личные связи Тараса, ведь он знал многих партийных лидеров на Кавказе, которые в свое время учились в Академии общественных наук. У него было много важных и влиятельных друзей по всему Советскому союзу», — отмечает Сергей Шамба.
Уже после войны многие вопросы в Москве, связанные с Абхазией, решались через него или с его участием. Рабочий офис Тараса Шамба на Большой Садовой, 10 – в так называемом «булгаковском» доме – был неофициальным посольством Абхазии в России еще до того, как произошло признание независимости Республики. Там собирались все, кому была небезразлична судьба абхазского народа, чтобы обсуждать вопросы и решать проблемы.
Тарас Шамба ярко представлял Абхазию вне ее пределов. Так, в июне 2013 года он возглавлял большую делегацию абхазов и абазин, которые были приглашены в брюссельский Европарламент для участия в уникальной конференции, тема которой звучала так: «Абхазия и Европа: пути взаимопонимания и сближения».
Затронув тему недавнего исторического прошлого Абхазии в своем выступлении, Шамба сказал: «Ни один народ Кавказа не поддержал грузин. Все народы Кавказа встали на сторону Абхазии, более того, даже грузины воевали на стороне Абхазии, и даже героями войны стали грузины, воевавшие против грузин».
Стоит отметить, что Тарас Шамба при этом – человек самых миролюбивых взглядов. Он всегда подчеркивает, что вырос в многонациональном крае, где с почтением относились ко всем нациям. Накануне ОВНА Тарас Шамба предложил на рассмотрение проект документа, который мог бы стать основой мирного соглашения и сосуществования с Грузией, но у грузинского руководства не было желания решать вопрос мирно.
Душа компании
Ежегодно 29 апреля люди, которым дорога память о Тарасе Мироновиче, вспоминают о нем по всему миру. Много лет назад, отойдя от всех главных дел своей жизни, он передал бразды правления более молодым лидерам. Одна из его последних инициатив, которую с удовольствием поддержала воспитанная им молодежь — ежегодное участие представителей Московской абхазской диаспоры в акции «Бессмертный полк» 9 мая.
Тарас Шамба всегда был душой компании, человеком, вокруг которого собиралось множество людей разных возрастов. Его общительность и открытость подкупала абсолютно каждого.
Своим дедом гордятся внуки Анастасия и Денис и, конечно, дочери Назира и Гаяна. Тарас Миронович был любящим отцом и внимательным супругом. По словам дочерей, у папы и мамы всегда были очень теплые отношения.
«Как-то прихожу домой на восьмое марта, а там два букета цветов, — вспоминает дочь Назира. - Я говорю папе: зачем же два? А он ответил: один чтобы в спальне был, а другой – на кухне, потому что мама, как и всякая женщина, проводит много времени на кухне».
Кто бы о нем ни говорил, ни делился своим мнением о Тарасе Мироновиче, неизменно звучат слова «мудрый», «честный» и «харизматичный». Сам он признавался, что за свою жизнь старался никогда никому не делать зла, а главным своим богатством считает друзей, которых у него очень много.
Источники:
· Телевизионный фильм «Тарас Шамба. Народный президент»
· Телевизионный фильм «Светлый путь к звездам. Тарас Шамба».
войти или зарегистрироваться.